Поэтому каждый раз, натыкаясь на «эксклюзивное предложение» очередной «неимоверно крутой», «супер-пупер креативной», «навороченной» и просто «революционной» новинки, а также «девайса», «гаджета» и тому подобного мозгокомпостирования, перед тем, как этой самой рекламе поверить, стоит хотя бы на чуть-чуть остановиться. И задать себе не претендующий на философские глубины, но все-таки не лишенный здравого смысла вопрос: «А зачем мне Это?». И только ответив на него, как говорится, «в здравом уме и твердой памяти», можно предпринимать какие-либо практические шаги.
Психологический момент.
Парадокс, но среди автолюбителей, похоже, очень высок процент (несмотря на все заключения специалистов о полном психическом здоровье данных индивидуумов при получении прав) лиц с инфантильным складом психики. Причем инфантилизму, как говорится, все возрасты покорны, и не случайно очень уж многие специалисты убеждены в том, что автомобиль – это главная игрушка выросших, но так и не повзрослевших мальчишек. И именно на них рассчитана вся эта шумиха с «новинками», и именно они их приобретают, надеясь за счет «крутизны» и «навороченности» своей «тачки» убедить окружающих и в собственной значимости. Иногда это удается…
И еще один обойденный специалистами в сфере душевного здоровья момент. Известно, что в нежном возрасте мальчишки свои машинки и прочие игрушки охотно ломают, девочки же, наоборот, всячески украшают своих кукол – новые платьица, бусики, бантики, прически…
У взрослых все иначе – выросшие девочки, как правило, вместо кукол украшают себя, а так и не повзрослевшие мужчинки – свои, уже вполне взрослые, машинки. И процветает целая тюнинг-индустрия, главная цель которой – сделать Вашу куколку (извините, машинку) красивее остальных. Правда, за новые «бусики» теперь платятся уже совершенно другие, недетские, деньги…
Плавник на крышу авто.
В числе таких «примочек», как чуть ли не «последнее слово» в автотюнинге, сегодня активно предлагают плавник на крышу автомобиля. Утверждается, причем на полном серьезе, что этот «девайс» – последняя разработка самой фирмы БМВ, («а она ерунду не делает!») предназначенный для вывода на крышу автомобиля антенн навигационного и мультимедийного оборудования (а уж с ним-то «тачка» «суперкрутая» по определению).
Правда, тут же начинаются наезды на проклятых конкурентов, которые вместо «крутой фирмы» «впаривают лохам» «полный отстой» – какие-то «гаджеты», а на самом деле – пластмассовые имитации на крышу автомобиля с блестящими при движении неонками, что бусами на шее у папуаса.
Увы, родоначальником этой «новинки» – плавник на крышу – стали чешские «Tatra», моделей Т77 и Т87 увидевшие свет еще в тридцатые годы прошлого века. Восемьдесят годков «новинке» … Тогда этот самый, имевший весьма внушительные размеры, плавник устанавливался на крыше в качестве аэродинамического киля, для увеличения устойчивость автомобиля на тогда еще пугавшей шоферов высокой скорости. Новинка понравилась, но начавшаяся Вторая мировая война как-то переключила внимание автоконструкторов на вещи более прозаические – заводы Чехословакии ковали оружие для Третьего рейха, а ее конструкторы старательно совершенствовали его. В автопроме всех стран подобные излишества были сурово отсечены массовым производством военных лет, и автомодой стали заправлять угловатые «виллисы» и «доджи». Штамповка, штамповка и еще раз штамповка, господа!
Ситуация изменилась в пятидесятые, когда разбогатевшая на войне Америка выставила свое богатство напоказ, на зависть остальному, еще не отошедшему от послевоенной нищеты, миру. Явилась ему целая «плавникомания», когда все эти акульи выступы (по английски – tailfins) украсили крыши, а затем и крылья «Chevrolet», «Ford» и «Cadillac». Появился даже специальный термин (цитирую по «Википедии»): «Плавниковый стиль – общее условное название течений в автомобильном дизайне, существовавших на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов XX века».
Плавник на отечественных авто.
Добралась эта мода и до родных осин – старшее поколение еще помнит оформленные в этом самом стиле и «Волгу» ГАЗ-21, и серию «Москвичей» от 402-го до 407-го. ну и, конечно же, гордость советского автопрома – «Чайку» ГАЗ-13 и правительственный ЗиЛ-111.
Но, переболев «плавниковым стилем», автомобильная промышленность поняла и его недостатки – сложность в производстве и техническом обслуживании кузова, высокий травматизм среди тех, кто имел несчастье попасть на эти самые плавники в случае аварии, да и эта самая «фигуристость» даже при тогдашнем автомобильном металле (а он был не чета нынешней жести) активно коронировала, до дыр проедая места креплений плавников к кузову.
В итоге, переболев «плавниками» к концу шестидесятых, конструкторы автомобилей напрочь отказались от них в пользу сначала угловатых, а затем и скругленных форм. Оно и понятно – производственные затраты (а, значит, и цена) стали меньше, повысилась травмобезопасность автомобилей. Да и при нынешних материалах кузова даже небольшая нагрузка на него попросту небезопасна – появляются вмятины в местах крепления всяких нужных и ненужных автоаксессуаров. И вдруг – новинка!!! Да какая – плавник на крышу машины!!! Всем срочно сюда!!!
В общем, триумф креатива…
Конечно, годы, прошедшие со времени выпуска первых «Татр» с плавниками, технология шагнула вперед. И плавники перестали быть элементом аэродинамики автомобиля (здесь теперь главные – антикрылья, спойлеры и прочие аэродинамические обвесы), превратившись в очередную примочку наружного автотюнинга. Теперь на крышу автомобиля плавник просто клеят двухсторонним скотчем, оснащают лампочками, которые светятся или от батареек, или от встроенной в сам плавник вертушки, или даже от аккумулятора на солнечных батареях. Можно ездить, мигать и привлекать внимание…