Любому автолюбителю будет полезным узнать о принципах работы карбюратора. Не смотря на весьма распространенное мнение, двигатель на самом деле не сам всасывает в себя топливо из карбюратора. Все карбюраторы обладают диффузором, представляющим собой сужение карбюраторной воздушной горловины. Как только воздух проходит сквозь это сужение, то там снижается давление. Для подачи топлива в этом месте устроено небольшое отверстие. Действуя на топливо, атмосферное давление через это отверстие из поплавковой камеры, выдавливает его в горловину карбюратора, оттуда во впускной коллектор, а после этого – в цилиндры двигателя.
В разных режимах работы двигателя ему требуется разного состава смесь топлива и воздуха. К примеру, когда он холодный, прогревается и начинает работать на холостом ходу, или под тяжелой нагрузкой и на средних оборотах. Карбюраторы обладают несколькими системами, которые в различных условиях помогают ему работать. Кроме систем, из которых состоит, непосредственно, карбюратор, существуют дополнительные детали, такие, например, как соленоиды, которые прекращают подачу топлива, или гасители скачков давления. Не смотря на то, что данные узлы не являются основными компонентами, описание работы карбюратора без них обойтись не может: их отсутствие просто затруднит или сделает невозможным вообще нормальное функционирование агрегата.
Поплавковая камера.
Поплавковая камера карбюратора предназначена для постоянного поддержания определенного уровня топлива. Название свое получила от поплавка, являющегося основной ее деталью. Работает камера следующим образом: при понижении уровня топлива опускается поплавок, игольчатый клапан открывается, и топливо начинает поступать в поплавковую камеру. Точное соотношение топлива и воздуха в смеси, поступающей, в дальнейшем, в двигатель зависит от уровня, установленного в поплавковой камере. Данный уровень в обязательном порядке должен устанавливаться в соответствии с требованиями завода-изготовителя.
Воздушная заслонка.
Воздушная заслонка предназначена для уверенного запуска двигателя в холодную погоду. Принцип состоит в обогащении воздушно-топливной смеси топливом за счет уменьшения в ее составе воздуха. Воздушная заслонка прекращает подачу воздуха в карбюратор, отчего в двигатель поступает намного больше топлива, а обороты холостого хода при этом уменьшаются. Повышаются они путем замены привода дроссельной заслонки системой, предназначенной для увеличения оборотов холостого хода во время прогрева двигателя.
Система холостого хода.
Подачу топлива обеспечивает система холостого хода, которая необходима для двигателя, работающего на низких частотах, в то время, когда не работает главная дозирующая система. Соотношение топлива и воздуха изменяются с помощью регулировочных винтов в режиме холостого хода. Многие считают, что именно эта регулировка изменяет соотношение воздуха и топлива во всех режимах диапазонов оборотов. На самом же деле, это далеко не так.
Ускорительный насос.
Впрыск дополнительного топлива при открывании дроссельной заслонки для того, чтобы предотвратить остановку двигателя и перебои в его работе при разгоне автомобиля, обеспечивается ускорительным насосом. Если заглянуть внутрь горловины карбюратора и передвинуть очень быстро тяги привода дроссельной заслонки, в отверстие ускорительного насоса должно брызнуть топливо.
Переходная система.
Предназначена для того, чтобы обеспечивать переходный режим между работой холостого хода и работой главной дозирующей системы. Большинство карбюраторов рядом с пластинками дроссельных заслонок имеют каналы (в некоторых случаях отверстия) переходной системы, в которые во время открытия заслонок или дроссельной системы подают топливо.
Описание карбюратора – главная дозирующая система.
ГДС предназначена для подачи к двигателю топлива во время движения автомобиля со средней скоростью. В её состав входят:
- Главный топливный жиклер, расположенный в канале между главным распылителем и поплавковой камерой.
- Главный распылитель.
- Диффузор.
Обычно главный распылитель – это трубка с маленькими, пропускающими воздух отверстиями. Он предназначен для смешивания топлива с воздухом с целью образования топливовоздушного распыленного «тумана».
От главного топливного жиклера зависит количество топлива, которое будет перемешено с определенным количеством воздуха.
Механиками-настройщиками используются главные топливные жиклеры разнообразных размеров, чтобы калибровать карбюратор в разных диапазонах режимов его работы. При использовании жиклеров размером побольше, смесь обогащается. Соответственно, меньшие жиклеры обедняют смесь. В государствах, расположенных высоко над уровнем моря, двигатели автомобилей оснащаются карбюраторами с жиклерами меньшего размера, нежели в странах, высота которых близка к высоте уровня моря.
Описание работы экономайзера.
Двигатель, работающий под нагрузкой, требует более богатой воздушно-топливной смеси, чем в случаях, когда он обеспечивает «крейсерский» ход автомобиля. Для обогащения смеси во время усиления нагрузки и при полном открытии дроссельной заслонки, предназначена система экономайзера.
Различные марки карбюраторов оснащаются различными типами систем экономайзера. Наиболее распространены экономайзеры с диафрагменным типом устройства, а также байпасные жиклеры, калибровочные стержни или клапаны экономайзера.