Сегодня в мировой практике, применяя в качестве топлива сжиженный и сжатый природный газ, проводя адаптацию карбюраторных и двигателей с инжектором, считается уже делом обыденным. Однако, специалисты по установке газобаллонного оборудования имеют на этот счет другое мнение, ведя речь о том, что в России данный рынок не имеет должного формирования. Осуществление перехода на газомоторное топливо движется черепашьими шагами. Специалисты чаще задаются вопросом, осуществляя перевод автотранспорта на газ пропан, бутан, метан, то какой из них целесообразнее применять на коммерческом транспортном средстве? Перевод автотранспорта на газ поднимает массу вопросов, на которые автовладельцы желали бы получить ответ.
Истинные проблемы применения газового топлива.
Использование газа в качестве одного из видов горючего для двигателя автомобиля началось несколько раньше, чем бензина. По сути дела, газовое топливо положило начало современному автомобилестроению. В 1860 году французский изобретатель создал двигатель, обладающий мощностью всего полторы лошадиные силы, применяя в качестве топлива светильный газ. Этот же вид топлива использовали на именитом «Бенц-Виктории», созданном в 1893 году, с мощностью уже три лошадиные силы, объем рабочего двигателя составлял две тысячи девятьсот кубических сантиметров. В качестве топлива применялся каменноугольный газ, подача которого осуществлялась из баллона с регулированием специальным вентилем.
Во времена существования Советского Союза, в начале семидесятых годов прошлого столетия появись советские грузовики, применявшие газобаллонные модификации. Это были модели грузового транспорта ЗИЛ-138 и ГАЗ-5207/5307. С приходом девяностых годов к газобаллонному оборудованию стали относиться скептически. Обуславливалось это весьма своеобразной меркантильной заинтересованностью многочисленных работников автомобильных парков, у которых один из основных источников дохода являлся ворованный бензин. В это же время предавалась забвению экономическая выгода нефтяного газа. Отсутствие конкретной информации о выгодах этого вида топлива дало почву для появления мифов и различных неоправданных предрассудков. Противники применения газа и сегодня активно его отторгают, хотя мифы давно развенчаны и опровергнуты.
Плюсы и минусы пропана, бутана и метана.
Переход на газ пропан, бутан и метан в последнее время в России занимает умы руководителей автомобильных хозяйств, занимающихся обеспечением различных автоперевозок. Хотя радоваться еще рано, поскольку отставание от роста перевода автотранспорта на газ, по отношению к странам Западной Европы, еще очень большое. Обуславливается это еще тем, что в странах западного зарубежья перевозчикам, применяющим газ в виде топлива, предоставляются государством значительные налоговые льготы. Так, в частности, правительство Германии компаниям, которые занимаются производством, транспортировкой или продажей газового топлива, предоставляет освобождение в течение всего года от уплаты денежных сумм за экологический налог. В то же время продавцы и производители нефтяного топлива производят оплату данного налога.
Один миллион единиц итальянского автомобильного транспорта имеет оснащение газобаллонным оборудованием. Автомобильный транспорт Польши тоже насчитывает один миллион транспортных единиц, переоборудованных для применения в качестве топлива природный газ. Для сравнения, по данным 2009 года автомобильный транспорт России насчитывает не более двухсот тысяч автомобилей, оборудованных ГБО. Положительные тенденции роста переоборудования машин отмечаются с появлением на рынке газобаллонного оборудования четвертого поколения, что делает возможным производить переоборудование автомобильного транспорта, не ухудшая динамику авто и престиж автовладельца.
На сегодняшний день наибольшее применение получило газобаллонное оборудование Евро-3 среди автомобильных хозяйств, которые применяют для перевозок модели автомобилей «Газель». Прогнозируется дальнейший рост использования ГБО в различных автомобильных хозяйствах России.
Решаясь переводить автомобильный транспорт на газ, необходимо определиться, какой из видов газа вы выбираете. Сегодня таким топливом является сжатый метан и газ пропан-бутан. У каждого из них имеются свои недостатки и достоинства, а также определенная область применения.
Бутан и пропан входят в состав компонентов смеси сжиженного нефтяного газа. Обладая высокой критической температурой, помогая его сжижать и доставлять до потребителя в другом агрегатном состоянии, с наличием невысокого давления, достигающего показателя 1.6 Мпа. Применение двух марок пропан-бутановой смеси, где зимняя смесь достигает девяносто пяти процентов по отношению к общему объему, а летняя смесь составляет пятьдесят пять процентов от общего объема. Применение этих марочных смесей газа предоставило возможность определения их свойств с учетом температуры окружающей воздушной массы. А это означает, что автомобиль на данном виде топлива можно эксплуатировать в течение всего года. Необходимо отметить, что, находясь в равных условиях, расход топлива на автомобилях, потребляющих сжиженный газ, выше на пятнадцать процентов по отношению к бензиновым двигателям, обусловлен данный фактор меньшим объемом теплотворности.
Применение сжатого природного газа с низкой критической температурой потребует производить его сжижение, что повлечет обязательное использование специальной криогенной установки. Соответственно, проведение этой процедуры приведет к удорожанию топливной газовой продукции, которая в дальнейшем не сможет конкурировать с нефтяным топливом. В связи с чем газ метан, являющийся основой природного газа, сжимают только в двадцать Мпа, что обеспечивает рабочее давление, и производится закачка в газовый баллон. Основным достоинством метана является высокое октановое число, большие объемы мировых запасов и максимальная полнота сгорания, а также низкая цена.