Очень многие автолюбители, собирая двигатель, сталкивались с довольно неожиданной и непонятной проблемой. Она заключалась в том, что блок двигателя был абсолютно чистым и ровным, шейки коленчатого вала пребывали в норме, вкладыши заменялись вовремя, но коленвал при затяжке болтов очень серьезно зажимался. Не помогал при этом даже самый оптимальный зазор подшипника, и мотористы часто сушили голову, что бы могло вызвать такую проблему. Аналогичная ей ситуация возникала и в случае, когда внезапно изнашивалось отверстие любой из опор распредвала. Начинающие автомобилисты в таком случае терялись, не зная толком, что им делать: то ли менять весь блок, то ли только головку, то ли вообще ничего не менять, а что-то где-то подпиливать и подтирать.
На самом же деле не стоит ни менять никаких деталей, ни тереть коленвал, чтобы он свободно вращался. Ведь коленчатый вал – это не волшебная лампа, и джинн оттуда не появится с новеньким коленвалом; а детали сейчас и вовсе очень дорогие, потому не стоит даже смотреть на новые блоки и головки. Прежде всего нужно не паниковать и не бежать сломя голову в сервисный центр, а установить причину проблемы, взглянуть в так называемый корень зла.
Почему искривляется постель распредвала
Именно об этом мы с самого начала и говорили. Самая главная причина износа или повреждения постели подшипников распределительного вала обычно связана с недостатком масла в двигателе или же с простым перегревом. Кроме того, иногда проблемой становится комбинация обеих этих причин, причем одна из них влияет на форму постели распредвала в большей мере, а другая – в существенно меньшей. Впрочем, ясно одно – нехватка масла практически всегда вызывает перебои в тепловом режиме подшипника, ведь масло выполняет две функции: охлаждающую и смазывающую. Когда масла в моторе оказывается мало, вкладыши коленчатого вала перегреваются, деформируются и могут и вовсе разрушиться. Отверстия, в которые эти вкладыши вставляются – постели распределительного вала – также нагреваются сверх меры. Поверхность их может нагреться за несколько секунд, а прерывистая подача масла вызывает быстрое охлаждение и сразу же за ним очередное нагревание. Такой эффект сковородки подразумевает возникновение внутренних напряжений внутри металла. Нужно лишь открутить крышку перегретой постели и увидеть, что она деформировалась и теперь ко блоку плотно прилегать не сможет. И как теперь крышку ни ставь, и как болты ни затягивай – легкости вращения распредвала с такой деформацией крышки постели добиться никогда и ни за что не удастся.
А еще от нехватки масла может заклинить во вкладышах вал, и при этом еще повезет, если двигатель просто остановится. Но гораздо чаще может не повезти, и тогда вал попросту сорвет, постель износится окончательно, и в таком случае требуется ни что иное, как серьезный ремонт с заменой блока цилиндров...
Ремонт распредвала и его постели.
Вот так и получается, что ремонт постели распредвала на деле необходим очень часто, поскольку функции этой самой постели распредвала очень важны, и малейшие повреждения их серьезно нарушают. При деформации постелей наиболее простой и все-таки очень действенной ремонтной работой является их расточка. Если для хонингования оборудования достаточно мало, то для расточки постели распредвала его очень много, и присутствуют даже отечественные модели, являющиеся, кстати, довольно качественными. Но лучше всего, наверное, со своими обязанностями справляется модельный ряд горизонтально-расточных станков марки Serdi, столь популярной во всем мире и в частности в России.
Любой станок для горизонтальной расточки имеет простое устройство, которое у разных моделей практически не отличается. Во-первых, это достаточно длинная станина и передняя бабка со встроенным механизмом регулирования скорости вращения и продольной подачи. Кроме того, в станке есть две опоры для борштанги, которые регулируются поперечно, продольно и в высоту. Присутствуют и сами борштанги разной длины и размера, которые можно ставить на шпиндель. Разными они являются для того, чтобы станок был универсальным, ведь у разных двигателей отверствия и длина постелей могут довольно существенно отличаться.
Для того, чтобы охватить возможный диапазон диаметра постели, который составляет очень широкую полосу от двадцати двух до двухсот миллиметров, нужно всего лишь три типичных размера борштанг: двадцати, тридцати двух и сорока пяти миллиметров. Резец, который имеет твердосплавную пластинку, устанавливаться при этом может как в резцедержатели, так и непосредственно в саму борштангу. На нее можно поставить много резцов, которые позволяют ремонтировать постели даже в самых длинных цилиндрах и их блоках, длина которых может достигать почти двух метров. Сравнительно небольшой пробор для прохода шпинделя при этом не играет никакой роли. Тем не менее, при такой схеме со многими резцами каждый из них следует довольно тщательно настраивать, что занимает очень много времени. Поэтому без крайней надобности эта схема для станка является нецелесообразной.
Сам ремонт происходит посредством включения продольной подачи встроенного шпинделя, и никаких дальнейших улучшений с чистовой обработкой после работы на станке уже не требуется. В этом можно увидеть сильное сходство расточки постелей с хонингованием, и сходство это отнюдь не является случайным. Ведь два процесса имеют один и тот же корень, и все ремонтные работы, проводящиеся на станках, строятся, исходя именно из этого корня. А суть его заключается, как можно было понять из вышеизложенного материала, в исправлении деформаций, расточке всякого рода искривлений и придании ремонтируемой детали той формы, какую она должна иметь в идеале. Хотя немудрено, что идеально выполнить как хонингование, так и ремонт постели может только квалифицированный профессионал, который, к тому же, еще и обладает достаточно продвинутым оборудованием.