Большее количество авто – больше изношенных шин. Европейская Ассоциация по вторичной переработке шин (ЕТРА) проводила статистику, в результате которой выяснилось, что за 2000 год количество непереработанных испорченных автомобильных шин в России составило порядком одного миллиона тонн.
Старые испорченные шины создают большую экологическую угрозу - они очень медленно разлагаются, пожароопасны, являются превосходной средой для обитания грызунов и распространения инфекционных заболеваний.
Стоит заметить, что вещества входящие в состав автомобильных шин, не что иное, как ценный продукт, который можно вторично использовать.
Следовательно, экологически и экономически выгодно искать, развивать и поддерживать отрасли по переработке отходов в нашей любимой и могучей стране. Выгодным и логичным ходом так же была бы модернизация изношенных покрышек.
Существует два способа для утилизации автомобильных шин – физический и химический.
При физическом методе используется принцип измельчения частиц, который является довольно сложным процессом. В измельчении используются разные технологии.
Во время низкотемпературного процесса специальные установки для утилизации автомобильных шин производят дробление при очень низких температурах (до -90 градусов). Разрушение в этих условиях наступает быстрее и легче получить выход резины.
Основным средством для охлаждения является жидкий азот. Этот продукт довольно дорогостоящий и требует бережного отношения и, именно поэтому технология низкотемпературного измельчения не востребована. Установки для утилизации бародеструкционной технологии получили более широкое распространение, в них используется высокое давление, которое позволяет сделать резину жидкой.
Более простым и дешёвым является механический процесс переработки. Здесь всё просто – с помощью высоких скоростей соударения резина измельчается.
Двадцать первый век – век высоких технологий, которые очень быстро развиваются, совершенствуются и не перестают нас удивлять. Новация не обошла стороной и установку для утилизации автомобильных шин. Российские учёные изобрели новый способ утилизации, основанный на переработке озоном. Технология в корне проста и гениальна – покрышка измельчается озоновым потоком. Благодаря этому способу утилизация автомобильных шин становится безвредной, ведь озон подавляет все токсичные выбросы. Экономия технологического процесса тоже на высоте.
За это ноу-хау наши соотечественники получили золотую медаль Международного салона изобретений.
Порошки, полученные при измельчении покрышек, находят широкое применение – изготовление асфальтобетона, получение сорбента для сырой нефти, производство резиновых плит для железнодорожных переездов, использование в качестве гидроизоляции, этот список можно продолжать бесконечно.
Кроме физических, как я уже упоминал, существуют и химические методы переработки. Эти процессы протекают при высоких температурах и приводят к полному разрушению молекулярной структуры материала.
Сжигание проводится двумя способами – прямым (используется избыток кислорода) и косвенным (используется газ, полученный при пиролизе). Полученный при переработке автомобильных шин горючий газ, можно использовать для добычи универсального топлива – водяного пара; для производства пластификаторов; смягчителей регенерации резины.
Все описанные мной технологические процессы и установки для утилизации автомобильных шин имеют высокую цену. Количество энергии, потраченное на установку для утилизации, колоссально. Запад пошёл другим путём и нашёл уникальное решение – выпуск и наладка оборудования модернизации покрышек. Восстановление изношенного протектора не проблема для современной техники. На старую шину «наваривают» ленту с одновременным формированием рисунка. Наиболее популярными становятся установки для утилизации с применением так называемой «холодной» вулканизацией (температура около 100 градусов), с порошками ускоряющими процесс склеивания.
В России есть целый ряд действующих заводов, модернизирующих автомобильные шины и значительно преуспевающих в этом деле (ООО «Скай», РТИ, Bandag и другие).
Ремонт покрышки в два раза дешевле, чем её номинальная стоимость. Экономия на лицо.
Безотходное производство должно стать стилем современности, ведь нам не безразлична судьба нашей планеты.