При аварии существуют такие правила оформления ДТП.
1. Прибывший на место происшествия сотрудник ГИБДД, производит тщательный осмотр места аварии, составляет протокол, в котором фиксирует результаты, обнаруженные на месте ДТП. Составляется схема происшествия, осуществляется изъятие водительских прав всех участников происшедшей аварии. Эти действия производятся в присутствии как минимум двух человек, которые являются понятыми и не входят в число участников происшествия и не являются сотрудниками милиции.
2. п .2 .12 .2 «Инструкции об организации производства по делам административных правонарушениях правил, стандартов и норм, относящихся к безопасности дорожного движения», схема в графическом виде должна отображать такие объекты:
- Участок трассы, на котором случилось происшествие;
- Объекты, которые могут служить ориентирами, к которым может осуществляться привязка. Ими могут служить углы зданий, столбы электропередач, мосты. Использование деревьев или временных сооружений в качестве ориентиров не желательно;
- Указание транспортных средств, принимавших участие в происшествии, их местоположение на дороге и относительно ориентиров;
- Фиксация следов колес транспорта: их месторасположение на дороге и относительно элементов обочины, указание длины начала следа до каждого транспортного средства с отметкой разрывов, протяженность следов на участках дороги, имеющих разное или разнородное покрытие;
- Наличие других следов и предметов, касающихся происшествия;
- Местоположение различных частей и предметов. Они могут быть в виде обломков кузовов, частиц краски, осколков стекол, осыпанного грунта, следов других предметов и веществ, которые являлись частями транспортных средств, их месторасположение на дороге, относительно транспортных средств;
- Производятся измерения площади, на которой произошло рассеивание осколков стекол, осыпание грунта и др.;
- Определяются координаты места происшествия по отношению к относительно м ориентирам;
- Определяется общая ширина дороги, включающая разделительные полосы;
- Происходит измерение ширины тротуара, обочины, профиля кювета;
- Указывается радиус поворота на плане;
- Измеряются участки, имеющие разнородное покрытие;
- Указываются параметры участков, имеющих различное состояние дорожного покрытия;
- Отмечаются размеры и местоположение дефектов, имеющихся на дорожном покрытии;
- Указываются элементы разметки дорожного полотна;
- Отмечаются дорожные знаки, светофоры и другие технические средства, которые осуществляют регулирование дорожного движения;
- Указывается наличие шлагбаума, оборудование средствами сигнализации, дорожные знаки, при наличии поблизости железнодорожного переезда;
- Производится измерение продольного и поперечного уклона дорожного полотна;
- Определяется коэффициент сцепления колес транспортного средства с дорогой, в т. ч. имеющей разнородное покрытие.
3. Оформление. Возможно составление схемы представителем ГИБДД в черновом варианте. Затем в дежурной части происходит составление чистовика, который является составной частью протокола осмотра места аварии. Содержание обоих вариантов должно быть идентично и скреплено подписями инспектора ГИБДД, водителей, участников происшествия, понятыми и другими лицами, которые присутствовали при осмотре.
4. Протокол об административном нарушении имеет дополнения в виде схем происшествия обоих вариантов (чистовой и черновой), протокола осмотра, объяснений участников аварии, пояснений свидетелей происшествия. Водитель имеет право заявить о приобщении к протоколу этих и других материалов.
5. Районные отделения Госавтоинспекции выдают водителям справки о наличии повреждений автомобилей. Эти справки не могут служить основанием для того, чтобы определить сумму материального ущерба в результате ДТП. Они являются лишь подтверждением, что транспортному средству нанесены повреждения в результате аварии, которая зафиксирована и оформлена в органах патрульной службы.