Экскурс в историю
Идея прикрутить к автомобилю крылья зародилась в головах
изобретателей с выездом на дороги первых мототележек. Но мечтателей скорее вела
жажда первооткрывателей - создать что-то новое. Первый летающий авто был продемонстрирован
в Париже в 1911 году. Однако практической необходимости в подобных механизмах не
было.
С увеличением количества машин бичом общества стали пробки
на дорогах. Экономические потери исчисляются миллиардами «зелёных» ежегодно.
Необходимость в автосамолетах явно назрела. Американская фирма Aerocar в 1956 выпустила Model1. Топорная
конструкция требовала перед полётом прикреплять крылья к кузову. Это снижает
мобильность транспортного средства. Даже обновлённый Aerocar 2000 нуждается в
монтировании авиационного модуля.
В 2004-м американец Пауль Мёллер сконструировал суперавиакар
M400 Skycar. Круто выглядящий «Бэтмобиль» оборудован восьмью турбинами,
позволяющими осуществлять вертикальный взлёт. Пожалуй, это самая навороченная
модель автомобиля-самолета на сегодняшний день. Однако его сложность,
прожорливость и стоимость не позволяют запускать в производство.
Вертикальным взлётом обладает и автомобиль-вертолет Gyrocopter. Но на вид гибрид
получился непрезентабельным и малоскоростным, что важно для клиентов, способных
заплатить 100000 евро. В 2013 ожидается доработанная модель Pal-V.
Немецкий авиакар Carplane, разрабатываемый австралийцем Джоном Брауном,
планируется запустить в серию в 2015-м по цене 100000 евро.
Так что же, достойной авиамашины не существует? Как бы не
так! 2012 ознаменован выпуском первого серийного автомобиля-самолета Terrafugia Transition. Это технически
завершённая модель презентабельного вида и с достойными характеристиками.
Первоначально авто предназначен для состоятельных смельчаков, обладающих лицензией
пилота.
Автомобиль-самолет Terrafugia
Немецкая фирма Terrafugia (в переводе «Побег с земли»)
представила сенсационное транспортное средство Transition (по-нашему «Преобразование»).
Несколько предыдущих лет разработка и испытание модели вызывали сенсационный
интерес. Становилось очевидным, что это не очередное экспериментальное чудо
технологий, а продукт, способный вызвать переворот в транспорте. Если идея
станет финансово выгодной, к производству автомобилей-самолетов-вертолетов
подключатся промышленные гиганты. Terrafugia Transition способен в транспорте
вызвать такую же революцию, как «Аватар» в кинематографе.
Уже сейчас фирма не может отбиться от клиентов. Более ста американцев заказали автомобиль-самолет, что для небольшой компании – немало. Базовая стоимость автосамолета более 200000 евро. Сумма приличная, но преимущества очевидны:
- Улажены принципиальные вопросы, позволяющие легально эксплуатировать авто, если есть лицензия на пилотирование. Правда, пока только на территории США. Здесь достаточно просто получить лицензию, заплатив 00 и отучившись 30 часов. Сдал экзамен – и вперёд, в небо!
- Transition может стать серьёзным конкурентом малой авиации. Помимо очевидной «крутизны», модель более безопасна обычных малых самолетов. Известно, что большинство аварий легкомоторных самолетов происходит из-за плохой погоды. А Terrafugia Transition при приближении грозового фронта можно посадить на любую асфальтированную дорогу и продолжить путь на колёсах. Кроме того, под капотом смонтирован парашют, позволяющий в экстренной ситуации совершить посадку на землю. Чтобы доказать безопасность ТС, вице-президент Ричард Герш при скорости 140 км/час самолично совершил показательную жёсткую посадку. Авто не пострадал и поехал дальше.
- Цена эксплуатации несравнимо ниже, чем у классических самолетов. При этом дальность полета для подобного транспортного средства фантастическая – 787 км.
Управление и
эксплуатация
Чтобы взлететь, высшее техническое образование не
обязательно. Достаточно сесть за штурвал и нажать клавишу. В лётное положение Terrafugia
переходит в течение минуты. Именно столько понадобится сервоприводу на
раскладывание крыльев. Взлетной полосой является любое шоссе без колдобин. Необходимое
условие - свободный прямой участок дороги длиной 500 метров. Взлётная скорость
автомобиля всего 100 км/час. Заправляется чудо техники обычным бензином на
обычной заправке.
Авто во многом унифицирован с существующими комплектующими. Например,
колёса заимствованы от скутера Vespa. Усиленный углеродным волокном кузов смонтирован
на композитном пластиковом каркасе. Поэтому автомобиль-самолет получился
достаточно лёгким.
В качестве движка выбран австрийский 100-сильный двигатель
внутреннего сгорания, функционирующий на 95-м бензине. Отмечается 50%-ная
экономия топлива, если сравнивать с легкомоторными самолетами на авиационном
топливе.
В ездовом режиме Terrafugia может быть слегка непривычна. Изначально
органом управления являлся авиационный рычаг. Однако при получении разрешения
оказалось, что для движения по дорогам в США обязательны подушки безопасности.
Поэтому автомобиль-самолет оснастили привычным рулём. Приземлившись, достаточно
нажать одну кнопку. Крылья в течение минуты сложатся и можно продолжить путь
по дорогам и весям. То, что транспортное средство позиционируется прежде всего
как автомобиль, а не самолет, говорит презентация продукта именно на
автомобильных выставках.
Технические характеристики
- Габариты в дорожном режиме: 5715 мм/2286 мм/2032 мм.
- Четырёхцилиндровый оппозитный мотор Rotax 912 ULS объемом 1350 см3 и мощностью 100 л.сил.
- Крутящий момент 128 Нм при 5100 об/мин.
- Максимальная скорость на земле 112 км/час.
- Максимальная скорость в воздухе 185 км/час.
- На дороге средний расход составляет 6,7литров (АИ 95).
- Средний расход горючего в воздухе 13 литров.
- Грузоподъемность 210 кг. Снаряжённая масса 440 кг.
- Ёмкость топливного бака 87 литров.