Нет ни чудовищных топорных автомобилей «хот-родов», ни псевдоолдтаймеров, поставленных на современную ходовую часть; никто не лупит по ушам домодельными твистами, не дуется на показ в карты, как то прежде случалось, не раздает фривольных журнальчиков, совершенно на такой выставке неуместных. Почти вся представленная на стендах военная техника либо наша, либо союзническая; немногочисленные машины нацистского агрессора имеют подобающий им затрапезный вид и к тому же убраны за колючую проволоку, под охрану бдительного человека с ружьем в русской военной форме. Число непрофильных экспозиций (эксклюзивная мебель, ювелирные изделия, авторская одежда и прочие атрибуты красивой жизни в значительной мере сокращено по сравнению с предыдущими сезонами. Зато появился, к примеру, стенд с шинами «правильного» размера, подходящего для старинных автомобилей, — с этим делом у нас во все времена положение было напряженное, а теперь вот «лед тронулся». Наконец-то.
Чрезвычайно удачным оказался и выбор места проведения выставки — зал павильона №1, угловой, светлый, с большими окнами и двумя стеклянными галереями, позволяющими окинуть взором всю экспозицию «с высоты птичьего полета». Последнее обстоятельство оказалось особенно ценным в связи с тем, что на некоторых стендах из-за неудачной их планировки к определенным автомобилям иначе как сверху было и не подобраться. Впрочем, доступ к наиболее интересным экспонатам был обеспечен довольно-таки сносный, — разве что ограждения стендов порой мешали рассмотреть ту или иную машину во всех подробностях.
Одним из главных аттракционов Галереи стала «отверточная сборка в режиме онлайн» автомобили Opel Kadett Р38 (год выпуска — 1939) из разрозненных деталей, на протяжении трех дней осуществлявшаяся специалистами реставрационного центра Колеса Истории. Прямо на глазах у посетителей несущий кузов «обрастал» агрегатами, превращаясь из остова в готовый автомобиль. Менее резонансным оказалось другое событие в мире реставрации, имевшее место по ходу выставки, — демонстрация в работе так называемого английского колеса, приспособления, позволяющего придать металлическому листу сколь угодно сложный профиль. При воспроизведении необратимо поврежденных деталей кузова (и в особенности оперения) старинных машин без такого полезного устройства обойтись нелегко: нужную деталь придется выколачивать деревянным молотком по деревянной же болванке, что и трудоемко, и дорого, и еще ведь придется сперва подготовить ту самую болванку, а с нею тоже хлопот не оберешься. То ли дело — «английское колесо», если пользоваться им умеючи; зарубежные реставраторы давно уже его для себя открыли, а нашим это пока еще только предстоит.
Говоря о реставрации, нельзя обойти вниманием «развалы» запчастей, протянувшиеся вдоль стен павильона. Там, к сожалению, особых изменений не наблюдается, — бал по-прежнему правит отделка, хромированная и пластиковая, наружная и внутренняя. Можно найти рулевую «баранку», можно всю переднюю панель целиком, с приборами и радиоприемником, даже радиоприемник отдельно, — но исключительно для автомобилей отечественных марок, да и то не всех. Зато бок о бок со всякими подфарниками да подлокотниками на «развалах» полным-полно бюстиков вождей, фигурок чертей, дурацких эмалированных табличек и прочих предметов, в понятие технического антиквариата ну никак не укладывающихся. Попадается даже нацистская атрибутика, которой накануне юбилея Великой Победы вообще лучше бы пропасть с глаз долой, — хотя бы на время, раз уж в стране, низвергнувшей фашизм, никак не получается избавиться от нее вовсе. Реставратору, который занимается иномарками, или владельцу редкостной заграничной машины, восстанавливающему ее самостоятельно, поживиться здесь по-прежнему нечем.
Экспозиция XV Галереи олдтаймеров не ограничивалась одними лишь автомобилями: в ней были представлены также и мотоциклы, и велосипеды, и даже детские педальные машинки. За четыре дня работы выставки в ее рамках проводились разнообразные конкурсы, викторины, мастер-классы по использованию автокосметики и другие небесполезные мероприятия. Открывшаяся прямо на территории комплекса станция московского метрополитена, существенно улучшила его транспортную доступность; в связи с этим выросла и посещаемость Галереи, — в полтора раза: с ее экспонатами ознакомилось 48300 человек против тридцати одной с лишним тысячи добравшихся до Крокуса в минувшем сентябре.