Но можно, среди пишущей братии гораздо чаще встречаются мастера околополитических пасквилей, летописцы битв и пекари несуществующих бомондных скандалов, во много раз превышающие скромное число читаемых и почитаемых автомобильных журналистов. Рассказывать об автомобиле легко и сложно одновременно. Легко, потому что автомобиль прост, как граненый стакан, только вместо граней он искрится само собой разумеющимися колесами, двигателем, кузовом и салоном. Сложно, потому что каждый автомобиль неповторим и необычен, как лицо в толпе или на трибуне стадиона. Надо только суметь разглядеть и понять в чем же его необычность и неповторимость.
Машинка, о знакомстве с которой я хотел бы сегодня Вам рассказать, не просто необычная. Она - ЖИВАЯ! Попытайтесь посмотреть на мир ее широко раскрытыми глазами и Вам станет ясно, что это не "железо", которого "на наш век хватит", а полноправный член одухотворенного сообщества из семейства Honda Sapiens. Разрешите представить - Honda Civic 1,4is.
Откровенно говоря, первое желание, возникшее у меня при взгляде на это японо-американское "цуценя", было более чем оригинальное - ужасно захотелось бросить Сивику аппорт и посмотреть, как он на это отреагирует... Пятое поколение этого автомобиля, разошедшегося по городам десятимиллионным тиражом, удалось создателям настолько, что приходится признать за японцами приоритет в открытии несуществующей ныне науки - автомобильной кинологии. Долго разглядывая предоставленный на тест экземпляр со всех сторон, я пришел к убеждению, что повода для критики экстерьера дизайнеры Honda мне просто не оставили. Безупречность линий и нестандартное, "широкоглазое" решение передней части вдохнули в машину жизнь, что и попытались запечатлеть на пленку. Внешность автомобиля, на мой взгляд, получилась очень молодежной и несерьезной, посему я с удовольствием сменил строгий командировочный костюм на уют и прохладу спорттоваров от NIKE и поспешил слиться с не менее молодежным интерьером.
Процесс проникновения в салон происходит без каких-либо затруднений - широкая дверь и, соответственно, широкий дверной проем позволяют Вам попасть внутрь, не сгибаясь в три погибели и не цепляясь за порог штанинами свежевыстиранных брюк. Собственно посадка достаточно низкая, с претензией на спортивность, однако возможность приподнять сиденье на пару-другую сантиметров явно не помешала бы. Увы, разнообразие регулировок ограничивается спартанскими взад-вперед плюс спинка в диапазоне "проще не бывает". В соответствие со спортивно-молодежным имиджем приведена и боковая поддержка -даже в непристегнутом состоянии Вы сливаетесь с посадочным местом в единое целое. Пристегнувшись трехточечным ремнем безопасности, Вы напрочь лишаете себя возможности елозить по сиденью, однако здесь есть маленькое "но": стойка, к которой крепится safety bell, настолько сильно удалена от Вашего левого плеча, что дотянуться до ремня возможно, лишь проделав полноценный акробатический этюд в три четверти оборота. Даю не предусмотренную заводом-изготовителем гарантию на то, что владелец Civic уже после ста пристегиваний забудет о таком распространенном сейчас недуге, как остеохондроз.
Удобный трехспицевый руль а-ля Ferrari имеет достаточно скромный диапазон регулировок по углу наклона колонки, кроме того, находясь в наиболее приемлемом при низкой посадке положении "майна", он перекрывает собой часть достаточно полезной в дороге приборной информации. Предполагаю, что если бы мне удалось воспользоваться несуществующей регулировкой сиденья в положение "вира", щиток приборов вообще перестал бы существовать для меня как таковой. Однако, человеку свойственно привыкать к обстановке и уже через полторы сотни километров перестаешь испытывать по вышеуказанному поводу какое-либо беспокойство.
Под рулевым колесом - стандартный блок переключателей: слева управление светом и поворотами, справа - передним и задним стеклоочистителями с омывателями. Центральное место на приборной панели занимает оцифрованный до 230 км/ч аналоговый спидометр (забегая вперед, отмечу, что разогнаться больше ста восьмидесяти мне не удалось из-за отсутствия склона соответствующей крутизны - скорее всего, 230 способна развивать Honda с более "объемным" моторчиком). Слева от спидометра расположился тахометр, красная зона которого начинается с 6800 об/мин и заканчивается 8000 об/мин, а также капиталовложениями в капиталоремонт дорогостоящего четырехцилиндрового мотора с непосредственным впрыском в каждый из цилиндров. Правую часть щитка делят указатели уровня топлива в 55-литровом бензобаке, температуры охлаждающей жидкости и индикатор включенного положения контроллера 4-ступенчатой автоматической КПП. Признаться, наличие "автомата" вызвало у меня двоякие чувства - с одной стороны, дооборудуй Civic круиз-контролем, и на трассе ты получаешь комфорт по полной программе. С другой - уж очень хочется эту красавицу контролировать не контроллером, а рычажком переключения передач полноценной хондовской "механики". Однако, как говорил небезызвестный любитель жизненных поговорок Филиас ФОГ во время своего, полного драматизма, 80-дневного путешествия вокруг Света: "Используй то, что под рукою и не ищи себе другое!". Следуя этому безнадежно мудрому совету, начинаешь вмешиваться в работу "автомата" и, попрактиковавшись, достигаешь в этом определенных успехов.
Из серьезных претензий к эргономике выскажу три. Первая: устанавливаемая заводом-изгото- вителем автомагнитола Clarion CRN 38 не выдерживает никакой критики -мало того, что ее звук ненамного отличается от такового совковой аппаратуры класса End-End, она еще и банально поддребезживает в своей шахте при заведенном двигателе. Первое, что сделал бы я, приобретя себе Civic, - сменил "пластинку" (то есть проигрыватель). Вторая: задняя багажная полочка, не погруженная взятыми в дорогу гантелями, хлопает об обивку, медленно, но верно выводя сидящих в салоне из состояния душевного равновесия. Можно, конечно, дотюнинговать тыльную часть полочки китайскими липучками, но, согласитесь, выложивший за транспортное средство двести казначейских билетов заокеанского банка национального резерва с портретом дядюшки Франклина на лицевой стороне, вряд ли морально готов к таким издержкам императорского производства. Третья: отраженный от нижней части приборного щитка свет подсветки приборов нагло проецируется на лобовое стекло прямо на глаза.
Проблема решается просто - достаточно выключить внутреннюю подсветку и ехать дальше без нее. Однако, не имея возможности охватить взглядом приборную информацию днем, хочется полюбоваться приборами хотя бы с наступлением сумерек.
В остальном - полный ажур: электростеклоподьемники, электрорегулировка зеркал заднего вида, возможность корректировки положения светового пучка фар в зависимости от загрузки автомобиля, множество ниш, карманов и выемок под "мелочи". Кроме того, внутреннее пространство позволяет вполне комфортно разместиться четырем попутчикам с вещами. А добротная шумоизоляция позволит этой дружной компании общаться между собой в дороге, не напрягая голосовые связки и ушные раковины (на 4000 об/мин из-под капота Honda в салон прорывается не по-щенячьи взрослое "р-р-р", однако это рычание с характерным присвистом только порадует музыкальный слух любого увлекающегося автомобильными рок-операми автомобилиста). В ходу Civic ведет себя, как типичный переднеприводник. Некорректное вхождение в поворот может вызвать срыв в снос передних колес, что легко устраняется работой педалью газа: на увеличение подачи топлива автомобиль реагирует ленивым распрямлением траектории движения, на сброс оборотов - приличным подныриванием внутрь поворота.
Управлять машиной легко и просто, смоделированная "переставка" (экстренный объезд внезапно возникшего перед автомобилем препятствия) не поколебала уверенности в том, что Civic рожден инженерами Honda для острой и достаточно агрессивной езды.
Необходимо упомянуть, что на тестируемом экземпляре были установлены явно несоответствующие возможностям машины покрышки Dunlop 175/70 R13. Потребителю однозначно имеет смысл сменить их, к примеру, на тот же Dunlop, но размерностью 185/65-70 R14. Этим Вы не только положительно повлияете на управляемость, но и несколько смягчите работу жестковатой спортивной подвески.
Моторчик крутится весело и с плохо скрываемым удовольствием - все-таки это не Fiat 126Р, а Honda! Правда, при интенсивном разгоне в зоне 3000-3700 об/мин наблюдается ощутимый провал, после чего Civic сполна наверстывает упущенные мгновения, не оставляя идущим впереди одноклассникам практически никаких шансов на "желтые майки".
Бесспорно, автомобиль, с которым мне удалось познакомиться самому и с которым я с удовольствием знакомлю Вас, относится к числу тех, которые не зазорно и приятно иметь у себя в гараже. Японская сборка гарантирует соответствие высочайшим стандартам качества и коррозионную устойчивость; нацеленность в первую очередь на американского потребителя - достаточно высокие требования к уровню предоставляемого комфорта, а испытания, проведенные по украинским и российским автодорогам - вполне лояльное отношение ходовой части к далекому от совершенства состоянию наших дорог.
Недостатки, отмеченные в этом материале, несложно ликвидировать в кустарных условиях отечественного автосервиса либо путем незначительных (по сравнению со стоимостью самого автомобиля) капиталовложений. Возможно, на дилерской станции Honda услышат наши нарекания и сообщат о них "куда следует" (в хорошем смысле этого слова). Тогда следующий пересекший украинскую или российскую границу Civic будет безупречен во всех отношениях. Хотя... Стоит ли рассчитывать на безупречность любимого щенка? Ему, как правило, прощаются погрызенные тапочки и естественная лужица у входной двери. Он ведь ЖИВОЕ существо, а, значит, уже поэтому заслуживает наших с Вами любви и уважения.