Состоит кондиционер из испарителя (конденсора), где хладагент испаряется, превращается в газ и охлаждает испаритель (собственно тут мы и получаем холод), конденсатора, в котором этот газ конденсируется, и опять превращается в жидкость, компрессора, который перекачивает рабочее тело, то есть хладагент, по системе, а также ресивера-осушителя, в котором поглощаются водяные пары, присутствующие в системе. Конденсор обдувается электровентилятором. Кроме того кондиционеры имеют датчик, контролирующий давление и регулировочный вентиль (ТРВ). Этот датчик препятствует включению кондиционера, если в системе низкое давление, например при утечке рабочего тела, а с помощью вентиля регулируется подача хладагента в испаритель.
Всю работу кондиционера контролирует электронный блок управления. Соединяются все эти агрегаты с помощью трубопроводов. Для обеспечения надежной работы компрессор требует своевременного обслуживания. Эффективность работы системы кондиционирования может ухудшиться из-за утечки хладагента, вследствие разгерметизации системы или его естественной утечки, засорения конденсора и испарителя или фильтра системы вентиляции салона. Чаще всего разгерметизация происходит вследствие воздействия вибрации, из-за которой появляются микротрещины, или по причине разрушения коррозией деталей системы кондиционирования.
Для контроля наличия фреона в кондиционере на большинстве автомобильных системах предусмотрено смотровое окошко. При правильно заряженном и отрегулированном кондиционере в смотровом стекле виден чистый сплошной поток фреона. Большинство неисправностей кондиционера можно устранить только в специализированных СТО, оснащенным профессиональным оборудованием, особенно если речь идет о разгерметизации системы. При заправке системы нужно точно контролировать количество заправленного хладагента и его тип, иначе весьма вероятен выход из строя компрессора. Кстати фреон, которым заправляют бытовые холодильники для заправки автомобильных кондиционеров не подходит. С заправкой кондиционера, из которого произошла утечка фреона медлить нельзя. В незаправленной системе быстро выходят из строя осушитель, а потом и другие элементы, которые потом придется заменить.
При переводе системы из хладагента R12 на R134a (этот фреон безопасен для озонового слоя земли, фреоном R12 заправлялись кондиционеры в автомобилях до 1992 -93 гг.), потребуется ее промывка, замена некоторых деталей, замена масла, добавление новых устройств то есть, по сути, придется полностью реконструировать систему. Вообще же заправка кондиционера довольно тонкая процедура, требующая соблюдения некоторых правил и содержащая немало нюансов, поэтому доверять ее следует только профессионалам. Будьте осторожны при самостоятельном обслуживании кондиционера, помните, что хладагент находится под высоким давлением, поэтому разъединять соединения в системе опасно – можно травмироваться вырвавшимся наружу газом. Самостоятельно восстановить работу кондиционера можно, только если это связано с засорением сот конденсора и плохим доступом воздуха к нему. Для этого промойте конденсор струей воды, возможно, для лучшего доступа к нему придется снять часть облицовки.
Теперь несколько советов по эксплуатации кондиционеров. Хотя бы один раз в месяц включайте кондиционер, даже в холодную погоду. Это нужно делать, чтобы не рассыхались уплотнения, и не было утечки фреона. Перед включением кондиционера проветривайте салон, чтобы он быстрее охладился. Сначала включайте кондиционер на полную мощность, а уже потом сбавьте ее до необходимого минимума. Не направляйте струю холодного воздуха на горячее лобовое стекло автомобиля – оно может треснуть от резкого перепада температуры. В вентиляционных каналах системы кондиционирования может конденсироваться влага, собираться пыль, что создаст благоприятные условия для развития там болезнетворных микробов, плесени, грибков. Чтобы этого не случилось, примерно за 5 минут до окончания поездки выключите кондиционер и включите печку - горячий воздух продует и просушит вентиляционные каналы