Однако по принципу работы систему охлаждения двигателя спортивного автомобиля вряд ли можно отличить от системы охлаждения любого другого авто.
Как правило, средняя температура паров работающего двигателя колеблется от 1800 до 2000 градусов Цельсия. Однако не все тепло, вырабатываемое двигателем, уходит в полезную работу. И доля такого полезного тепла составляет от 21 до 28 процентов в бензиновом двигателе и от 29 до 42 процентов в двигателе дизельном. Еще одна часть тепла должна выводиться со специальной жидкостью, иначе двигатель будет испытывать сильный перегрев, что приведет к его скорому старению. Самым же опасным последствием перегревания двигателя является возгорание и даже детонация. Говоря непосредственно о спортивных автомобилях, стоить отметить важность их полного технического осмотра перед всякого рода соревнованиями, ралли, гонками.
Однако недостаточно просто уменьшить температуру в работающем двигателе. Необходимо знать, что чрезмерное падение температуры оказывает не менее пагубное воздействие. Если бы система охлаждения выводила чересчур много тепла, мощность двигателя уменьшалась бы пропорционально температуре. А потеря мощности приводит к большему трению при взаимодействии частей, что, в свою очередь, обуславливает высокую скорость износа важных деталей двигателя. На практике система охлаждения двигателя спортивного автомобиля не отличается от оной в обыкновенном авто.
И все же, что же такое система охлаждения? Из чего она состоит? Система охлаждения двигателя состоит из множества устройств, которые призваны охлаждать нагревающиеся элементы двигателя и поддерживать температуру, которая будет оптимальной для наиболее качественной работы двигателя. Охлаждение осуществляется посредством вывода тепла от тех деталей двигателя, которые соприкасаются непосредственно с парами и газами во время работы двигателя. Сделать это можно с помощью воды или некоторых специальных веществ. Именно на основе классификации охлаждающего вещества выделяются три основных типа систем охлаждения – это жидкостная, воздушная и гибридная.
В воздушном типе охлаждения используется следующий принцип: внешняя стенка цилиндра подвергается воздушному охлаждению, то есть, ее просто обдувает воздухом. Однако у воздуха слишком маленькая теплоемкость, что никак не может обеспечить постоянное равномерное охлаждение двигателя. Эта система самая старая, на сегодняшний момент считается устаревшей и не используется.
Жидкостная система охлаждения двигателя работает так: вода забирает излишки тепла с нагревающихся частей двигателя и возвращается в специальную емкость. В этой емкости она охлаждается, и все повторяется снова. Однако жидкость не может настолько быстро охладиться до нужной температуры, поэтому данный тип охлаждения также не используется.
Гибридный тип систем охлаждения в настоящее время часто называют жидкостным, однако здесь присутствует и жидкость, и воздух. Как можно понять из названия, она сочетает в себе принципы работы воздушной и жидкостной систем охлаждения. Избыточное тепло точно также убирается с помощью жидкости, а потом уже сама жидкость охлаждается непосредственно воздухом. Такая система состоит из вентилятора, радиатора, термостата, датчика температуры, расширительного бачка, рубашки и головки охлаждения блока цилиндров и жидкостного насоса. У этой системы есть одно полезное свойство: она состоит из двух кругов циркуляции жидкости – малого и большого. Малый круг используется с целью включения двигателя в оптимальный температурный режим.
Выделяют еще две системы охлаждения двигателя – это двухконтурная и испарительная системы.
Двухконтурная система применяется в автомобилях с дизельным двигателем. Здесь, как и в гибридной системе охлаждения, вода охлаждается воздухом из радиатора. Но есть одна тонкость. Не все количество воды призвано охлаждать цилиндры двигателя. Не нужно забывать и про охлаждение масла. Двухконтурная система охлаждения оборудована устройством так называемой «плавной производительности».
Испарительная система охлаждения принципиально отличается от предыдущих рассмотренных нами систем. Дело в том, что здесь для поддержания оптимальной температуры используется не охлаждение жидкости, а, наоборот, ее нагревание. Причем нагревание выше точки кипения. И при испарении жидкости забирается большее количество тепла от горячих деталей, чем при охлаждении. Далее пар возвращается в радиатор, там он конденсируется и возобновляет свою работу. Такие и подобные ей системы ранее использовались в авиации.
Что касается непосредственно спортивных машин, то их система охлаждения зависит только от типа ее двигателя. Это правило применимо и ко всем обыкновенным общедоступным автомобилям широкого пользования.