Обучение искусству вождения у частных автоинструкторов и в автошколах нередко содержит в себе множество ошибок, проистекающих чаще всего от завышенной оценки своей манеры езды и различных субъективных предпочтений при управлении транспортным средством инструктором по вождению. Больше всего подобных отклонений, пусть даже незначительных, от общепринятых норм вождения можно встретить у частных автоинструкторов, работающих без лицензии, не обладающих разнообразным опытом вождения и по этой причине передающих учащемуся только свой субъективный опыт вождения автомобиля. Наименьшее количество ошибок у профессиональных инструкторов, которые прошли специализированную подготовку для обучения вождению, хотя и у них субъективный фактор в определенной мере может оказывать немалое влияние на то, насколько инструктор понимает правильность своих действий, какие из них допустимы, а какие ни в коем случае допускать нельзя при вождении автотранспорта.
К наиболее часто встречаемым ошибкам обучения управлением
автомобилем обычно относят следующие:
- Посадка обучаемого в водительском кресле, которое максимально поднято вверх, что согласно мнению отдельных автоинструкторов дает увеличенный обзор и хорошее ощущение автомобиля. На самом деле это заблуждение. Подобная посадка для множества учеников является некомфортной, а следовательно – приводит к повышенной утомляемости, напряжению и на подсознательном уровне заставляет водителя отвлекаться от дороги. Водителю следует настраивать водительское место согласно своим предпочтениям и своим параметрам. Правильной посадкой при вождении транспортного средства считается такая, при которой при выжатом полностью сцеплении нога полностью прямая, а руки размещены на руле в положении «двух и десяти часов» и немного согнуты. Следует помнить, что ощущение размеров транспортного средства достигается не тем, что ученик видит их, а при помощи специальных тренировок, причем автомобиль, на котором проводится обучение, чаще всего значительно отличается от личного автотранспорта, поэтому практиковаться для развития «чувства автомобиля» опытные эксперты рекомендуют именно на личной машине, хоть и согласно рекомендациям профессионального автоинструктора;
- Осуществление управления машиной при нахождении рук на нижней половине рулевого колеса при движении по прямой линии и осуществление поворотов при помощи малых перехватов руля или вращения ладонью. Как уже упоминалось выше, правильным положение рук при вождении является хват в направлении двух и десяти часов, поскольку при нем риск потери управления при наезде на выбоину минимален, а выполнение поворота возможно без суеты, с максимально возможными надежностью и комфортом;
- Движение задним ходом осуществляется при помощи поворота корпуса туловища или головы таким образом, чтобы видеть, что происходит сзади. При такой манере езды задним ходом водитель полагается только на прямое видение, иногда – на периферийное зрение, однако теряет контроль над передней частью транспортного средства и большей частью боковых. Именно по данной причине профессиональные водители всегда осуществляют движение задним ходом исключительно при помощи ориентации на зеркало заднего вида и боковые зеркала;
- Методика трогания с места. Чаще всего в обучении здесь допускается одна из двух ошибок. Первая – при двигателе, работающем на холостых оборотах, отпустить сцепление полностью, после чего только начинать добавлять педалью газа обороты, вторая – при высоких оборотах либо выжать, либо наоборот – полностью отпустить педаль сцепления, после чего начать жать на педаль газа. При первой ошибке автомобиль, если он не оснащен дизелем, чаще всего либо начинает двигаться рывками, либо глохнет, при второй – имеются немалые шансы попросту сжечь себе сцепление. На абсолютном большинстве импортных и отечественных машин, работающих на бензине, чтобы тронуться с места, необходимо при выжатом сцеплении догнать число оборотов примерно до тысячи-полторы – при этом педаль газа обычно утоплена примерно на треть, после чего максимально плавно отпускать сцепление, одновременно прибавляя газ. Наиболее идеальным вариантом обучения здесь является осуществления трогания с места с ориентацией только на показания тахометра. На дизелях осуществление трогания с места происходит без добавления газа, а только путем постепенного отпускания педали сцепления;
- Движение вниз с горы с последующим входом в поворот на нейтральной передаче «накатом», что, согласно мнению множества водителей, помогает уменьшить расход топлива. Подобная «экономия» приводит к тому, что у водителя практически нет возможности в таких условиях управлять скоростным режимом, что особенно при вождении в условиях скользкой дороги способно привести к заносу и к последующему попаданию в ДТП. Нейтральную передачу допускается использовать только при остановке в пробке или на светофоре, да и то с некоторыми исключениями, движение с горки, в любом случае, при торможении и поворотах, следует осуществлять с включенной скоростью;
- Ученик обучается вождению транспортным средством только в «идеальных» условиях – при сухом дорожном покрытии и солнечной погоде. При такой схеме обучения вождению водитель, который до этого ездил только в «парниковых» условиях, попадая в условия реального транспортного потока и вынужденный ехать по скользкой дороге, буквально впадает в шоковое состояние, поскольку его транспортное средство ведет себя не так, как он привык, а остальные участники движения на дороге имеют совершенно другую манеру езды. Поэтому, когда ученик откатает определенное количество часов в «парниковых» условиях, есть смысл отработать хотя бы начала поведения на скользкой дороге. Каждый обучающийся вождению должен уметь при необходимости выйти из заноса/сноса в разных дорожных условиях.
19-01-2013, 12:23 | Olgerd