Около четырех сотен экспонатов коллекции расположились на выставочной плошали в 10 тыс. м2 на трех этажах спроектированного архитектором Аиедео Альберти здания, открытого для посетителей в 1960 году. Музей представляет собой одно из наиболее ярких и динамичных культурных учреждений сегодняшнего дня. Более 100 тыс. человек в течении года получают уникальную возможность проследить историю создания, формирования и развития автомобиля, отмеченную ошибками, дерзкими попытками и мечтами целых поколений людей, сделавших автомобиль и его совершенствование целью всей своей жизни. Посетители могут пройти дорогой эволюции, с ее перекрестками и тупиками, познавая кузова и двигатели, очаровательный стайлинг, интеллектуальные и научные разработки, превратившие безлошадную карету в сегодняшний автомобиль. Антикварные автомобили выставлены в соответствии с классификацией международной ассоциации ветеран-клубов: "aneetres" (до 1905 года), "veterans" (1905-1918), "vintage cars" (1919-1930), "posi-vintage" (1931-1945), "classics" (1946-1955) и "post-classics" (с 1955 года и далее по возрасту (старше 20 лет с момента выпуска).
Эта уникальная историческая перспектива начинается с первого Fiat 1899 года и Cisitalia 202 MM Spyder Таццо Нуволари, встречающих посетителей на входе в музей. На втором этаже— первый Benz, с ременной передачей, Decauville и Oklsmobile начала века. Эти первые моторные экипажи — пример того, как трудно угадать в начинании конечный результат. Автомобиль рассматривался не более, чем карета, которая могла двигаться без лошадей: фактически, автомобили эти — тяжелые, немного неуклюжие, трудноуправляемые и внешне почти идентичны элегантным ландо, на которых дамы путешествовали по городским проспектам.
Здесь, есть все: от самых известных автомобилей мировой истории: Alfa Romeo, Renault, Cisitalia, Lancia, Peugeot и Ford до мало знакомых Chinbiri, Teraperino, Pod, Stucehi, Nazzaro, Marchand, Minutoli Millo и Legnano. Здесь нет недостатка в шикарных автомобилях. Например, bona Iraschini, интернационально известная марка, которой считали за честь пользоваться многие, выросшие с нуля нувориши и, как само собой разумеющееся, особы королевской крови. Здесь же — Lancia Kappa 1919 года, одна из самых быстрых серийных машин своего времени (135 км/ч), Mercedes 500 с агрессивной внешностью, Rolls Royce Silver Ghost дня людей с достатком "дальше некуда". Вот — Ford Т (а без "жестянки Лиззи не возможен ни один автомобильный музей, в том числе и Туринский) — для людей с достатком "ближе некуда": 200 долларов — и он ваш. Но с условием: заплатите их в 1921 году. В углу примостился удивительный малыш — Austin Seven. Несмотря на то, что самая миниатюрная девушка выглядит в нем так, как Шварценеггер в Cinquicento, он оказался внешне не пригодным для транспортировки человеческих особей по всей поверхности планеты: у себя в Англии, в Германии (как BMW Dixi), во Франции (как Rosengart), в Японии (как Datsun), в США (как Bantam). С него же началась марка Swallow (Jaguar) и Louis (Mkl). Чуть дальше — его итальянский l'iat 500 1936 года. Эюле-141 мирное создание Данте Джамны народ назвал по-своему — Topolino (мышонок), а фирма сделала это название официальным. Здесь же — его потомки Fiat 600 (1955 год—"папа" ЗАЗ 965) и Fiat 500 Nuova (1957) — оба из-под пера Джакози.
Третий этаж музея—царство спортивных и гоночных машин. Alfa 2193, спроектированная Витторио Джано, на которой побеждал Антонио Аскари, Alfa 159(Джокило Коломба) 50-х—на ней Фарина стал чемпионом мира. Disco Volame — фантастическая "летающая тарелка" (дословный перевод) с дизайном Touring и "Тысячи Миль"; Maserati 1956 и модель, управляемая в 19 году чемпионом мира Фанхио; Mercedes Silver Arrow; Lancia D24, выступавшая на Carrera anamericana и D50F1 с боковыми топливными баками; Ferrari 50 Формулы 2 Альберто Аскари; Bugaiti 35. выигравшая десять тысяч гонок и, на все это можно не только смотреть, но и при очень большом желании, прикоснуться к холодному металлу самой Истории.
Недавно открыта экспозиция, посвященная истории шин, без эволюции которых не может быть и эволюции автомобиля. Вне автомобильной экспозиции есть ценнейшая библиотека и архив, с более чем 6000 томов, 180 собраниями итальянских и иностранных журналов, фотографий, каталогов и рисунков. Здесь же обосновались штаб-квартиры ATA (Associazione Tecnica dell'Automobile), зарегистрированный ASI CAutomotoclub Storico Italiano) и AISA (Assocoazione Italiana per la Storia dell'Automobile).
В Туринский автомобильный музей можно легко попасть из любой точки города, он находится в нескольких минутах езды па машине ОТ кольцевой развязки автострады на Женеву. Адрес музея: 10126 Torino, corsoUnita d'lialia 40. Открыт каждый день С 10.00 до 18.00 кроме понедельника.
Мне повезло. В тишине экспозиций я видел седовласых мужей с детским интересом в глазах; детей, смотревших на все широко раскрытыми глазами; женщин, взирающих на "железки" не с презрением, а с неподдельным интересом. Как жаль что ничего подобного Туринскому автомобильному музею у нас не быть. И будет ли когда то? А если, будучи в Женеве Вы вдруг окажетесь не далеко от Турина на небольшом расстоянии не пожалейте истраченного бензина и десяти тысяч лир (всегото 7 долларов) на входной билет — заскочите на денек в музей имени Карго Бискаретги ли Руффиа, и если до сих пор автомобиль интересовал Вас только как средство комфортного поглощения километров автострад, то, быть может, Вы почувствуете, что сердце Ваше избрало, наконец, себе кумира. Возможно, это будет очаровательная и величественная Fsotta Fraschini или крошка Topdino. Неважно, главное, теперь Вы—наш человек.