Разновидности торможения
Частичное
При частичном торможении
скорость снижается до необходимого уровня, при этом полная остановка
транспортного средства исключается.
Полное
При подобном виде
торможения скорость снижается до полной остановки автомобиля.
Служебное
Данное торможение может
использоваться при повседневных условиях передвижения, как выполняться
частично, так и до остановки полной транспортного средства. При этом водитель
должен полностью контролировать процесс замедления скорости автомобиля,
усиление тормозной системы, сам процесс торможения, и самое главное – комфорт
пассажиров в автомобиле.
Экстренное
Подобный вид торможения
может применяться лишь в экстренных случаях. Например, при неожиданном
возникновении помехи, во избежание ДТП или если водителем была допущена ошибка
при передвижении. Способ торможения, который может максимально замедлить ход
движения автотранспортного средства, должен применяться водителем лишь в
экстренных условиях, учитывая при этом различные внешние факторы. А комфорт
автомобиля, водителя и пассажиров при этом не берется во внимание.
Стояночное
Здесь имеется в виду
фиксация автотранспортного средства в состоянии покоя. Подобный вариант
подразумевает использование ручного тормоза.
Аварийное
Данное торможение
применяется в тех случаях, когда механизмы регулирования скоростного режима не
могут принести необходимые результаты. Иными словами, если рабочая система
торможения неисправна и другие способы торможения не приносят требуемого
результата, на помощь приходят мягкие кузовные части автомобиля: внешняя
обшивка дверей, крылья. Таким образом, удар при столкновении о мягкие части
кузова гораздо ниже, относительно лобового.
Различные способы торможения
Вовлекая во внимание
множество различных факторов, которые могут повлиять на применение того или
иного способа торможения, рассмотрим несколько основных вариантов.
Торможение двигателем
На автомобиле, находящимся в
движении на определенной скорости и соответствующей передаче, при прекращении
подачи топлива можно добиться постепенного снижения скорости. Таким образом,
подача топлива прекращается путем снижения тяги двигателя, которая передается
через КПП колесам. А двигатель, который соединен с колесами, не получая
необходимого количества топлива, будет являться главным тормозящим механизмом.
Стоит заметить, чем ниже используется передача, тем выше скорость торможения.
Торможение двигателем силовое
Интенсивному замедлению
автомобиля может способствовать включенная передача, которая не соответствует данной
скорости транспортного средства, а именно ниже положенной. Используется
подобный способ торможения в том случае, если применение обычной системы
торможения может привести к блокировке ведущих колес.
Импульсивное торможение (прерывистое)
Данный способ,
применяемый для снижения скорости при помощи обычной тормозной системы,
является основным. Его суть заключается в нажатии на педаль тормоза несколько
раз, различные по продолжительности и количеству. Эффективности можно добиться
в совместном применении с силовым торможением двигателем и обычным торможением.
Ступенчатое торможение (при повышении усилия, при
понижении усилия)
Используется при
осуществлении движения по дороге с минимальным сцеплением – снег, грязь, лед и
т. д. По мере того, как автомобиль начинает замедление, применяется способ
торможения – прерывистый, таким образом, начинает увеличиваться
продолжительность и усилие нажатия на тормозную педаль. Иными словами, здесь
водитель чувствует условия дорожного покрытия, проверяя при этом способность
транспортного средства принимать тормозящий маневр. В данном случае очень важно
иметь необходимый запас дистанции, ведь здесь требуется большая траектория для
осуществления торможения. В особенности, если коэффициент сцепления минимален.
Ступенчатое торможение (при понижении усилия)
Используется при
осуществлении движения на высокой
скорости по дороге с максимальным коэффициентом сцепления. Отметим, что
достаточно продолжительный нажим на тормозную педаль способен снизить
эффективность торможения. Исходя из этого требуется пользоваться следующим
вариантом: первый нажим на педаль тормоза должен нести продолжительный
характер, так как способен обеспечить максимальное замедление транспортного
средства; далее должны следовать кратковременные нажимы, которые позволят взять
процесс торможения под контроль.
Тормоз-газ
Подобный способ
используется достаточно редко, но является одним из достаточно сложных, а также
эффективных, которые используются для полноприводных и переднеприводных
автомобилей. Его суть заключается в нажатии через короткую паузу на педаль газа
и тормоза одновременно, правой и левой ногой. Когда производится нажатие на
педаль газа, таким образом, обеспечивается подача тяги ведущим колесам, а
именно передним, в то же время прилагается усилие нажатием на педаль тормоза.
Тяги, которая передана колесам, не хватает для придания транспортному средству
разгона, но ее достаточно для полного исключения блокировки ведущих колес.
Здесь имеется в виду торможение при
движении со скоростью свыше двадцати километров в час. Если же автомобиль
двигается ниже данной скорости, при подобном способе торможения двигатель
может просто «заглохнуть», так как
усилие тормозного механизма может привести к превышению силы тяги.