Огромное количество шинных центров, согласно их рекламным объявлениям, осуществляют ремонт боковых порезов шин. Каждый автомобилист, наверное, видел подобные объявления, в которых автосервис уверяет, что устранение бокового пореза шины является крайне высокотехнологичной и ответственной задачей, справиться с которой способны только специалисты экстра-класса. Качественный ремонт бокового пореза шины, если верить рекламе шинных центров, производится с применением материалов ведущих мировых производителей. Но есть ли хоть доля правды в подобной рекламе шинных центров?
Такие рекламные объявления призваны довести до владельцев автомобилей одну простую мысль – ремонт бокового пореза шины возможен! И потребители, одураченные недобросовестной рекламой автосервисов, при обнаружении на шине пореза с боку тут же принимаются за поиски шиномонтажа, на котором за умеренную плату готовы устранить данную проблему. И неудивительно, что автовладельцы, найдя такой шиномонтаж и произведя на нем ремонт, потом пишут на автомобильных форумах хвалебные речи, дескать, «отличный шиномонтаж, все отказались ремонтировать боковой порез шины, а они согласились и сделали». Но, к сожалению, о качестве выполненной работы в этом случае обычно умалчивается. А ведь нередко случается, что после подобного ремонта на колесе, где был удачно отремонтирован боковой порез, приходится крайне часто менять ступичные подшипники. И это далеко неполный список неприятностей, который может повлечь за собой ремонт бокового пореза шины.
Другими словами, качественный ремонт бокового пореза радиальной шины, что бы ни говорили представители автосервисов и шиномонтажа, невозможен. Если на шине обнаружился подобный порез, то это означает только одно – конец эксплуатации покрышки вне зависимости от ее размера, стоимости, формы, характеристиках пореза и множества других факторов, которые напрямую влияют на возможность эксплуатации резины с поврежденной силовой частью. Исключений в этом случае не бывает никаких! Эксплуатация радиальной шины, на которой имеется боковой порез, невозможна, независимо от того, на какой оси находится колесо с порезом – задней или передней, ведомой или ведущей.
Устройство радиальной шины
Каркас радиальной шины представляет собой слои резины, в которые вживлены металлические нити. Нередко вместо металлической нити используется текстильная. От данной нити, которая в среде специалистов именуется кордом, зависит несколько весьма важных параметров:
- во-первых, жесткость покрышки;
- во-вторых, сохранение формы шины, которая накачана;
- в-третьих, стабильность того места, где резина соприкасается с дорожным покрытием.
Расположение корда в шине – главный отличительный признак, который отличает радиальную шину от диагональной. Корд в радиальной шине расположен строго перпендикулярно окружности колеса. Необходимо отметить, что перпендикулярное расположение нитей применительно ко всем слоям каркаса. Именно от того, как расположены нити, зависит нагрузка, которая оказывается на каждую точку корда в определенный момент времени. Глупо полагать, что на корд, находящийся на боковине шины, оказывается только высокое давление воздуха, который накачан в покрышку. В действительности, в определенный момент на каждую точку корда приходится действие целой совокупности сил, векторы приложения которых различны.
Учитывая тот факт, что каждая отдельно взятая нить корда на всей протяженности ни разу не пересекается с другими нитями, т.е. нити по всей длине шины протянуты параллельно друг другу, то можно сделать вывод – каждая нить корда автономно на своем участке отвечает за жесткость и сохранение формы шины. Именно в этой отличительной особенности радиальной шины и кроется вся проблема. Если повредить корд на боковине шины, то целиком восстановить на месте повреждения изначальную жесткость невозможно никакими ремонтными работами. Следовательно, даже качественный ремонт бокового пореза шины не способен сделать так, чтобы характеристики места повреждения ничем не отличались от характеристик любой другой точки окружности покрышки.
Конечно, езда без спешки на низкой скорости исключительно по ровной дороге на легковом автомобиле в случае с отремонтированным боковым порезом шины не принесет каких-либо серьезных неприятностей. Однако любая нештатная ситуация, при которой водителю придется, например, резко тормозить или «вписываться» в поворот на высокой скорости, в этом случае может привести к серьезным дорожно-транспортным происшествиям.
Совершенно иначе обстоит дело с диагональной шиной. Корд в диагональных шинах протянут внахлест под углом. Таким образом, если небольшое количество нитей корда повредились на боковине, то данное обстоятельство никоим образом не сказывается на способности диагональной шины сохранять форму. И нагрузка в этом случае распределяется равномерно по всей окружности покрышки. Именно благодаря этому, отремонтировать боковой порез диагональной шины представляется возможным. Но это, пожалуй, единственное преимущество диагональной шины перед радиальной. Посему неудивительно, что диагональная шина на «легковушке» – это архаизм, который остался в прошлом.
Как ремонтируется боковой порез шин?
Ремонт бокового пореза шин осуществляется в два этапа:
- во-первых, специалисты производят вулканизацию пореза;
- во-вторых, специалисты производят установку на место пореза латки.
Следует отметить, что устранение бокового пореза шины призвано только восстановить жесткость боковины, дабы избежать «раздутия», то есть образования грыж. От величины пореза в конечном итоге и зависит возможность восстановления жесткости покрышки. Специалисты в автосервисах, исходя из размеров пореза боковины, принимают решение о возможности восстановления жесткости резины. Если размер пореза позволяет восстановить жесткость покрышки, то ее ремонт производится.
Вместе с тем, компрессия шины, то есть жесткость боковой поверхности покрышки на вертикальное «сжатие», восстановлению не подлежит. Осуществить подобное не под силу даже специалистам экстра-класса в условиях шинного центра, оборудованного по последнему слову техники. Ведь для восстановления компрессии резины необходимо осуществить замену корда хотя бы одной боковины по всей протяженности. Осуществить подобное нереально даже на заводе по производству шин. А если и реально, то стоимость этой процедуры будет выше производства новой покрышки.
Резюмируя все вышеизложенное, скажем, что ездить на покрышках, подвергшихся пусть даже самому безупречному ремонту, небезопасно и для жизни водителя, и для жизни окружающих, и для подвески автомобиля. Отремонтированную шину вполне можно использовать в качестве запасного колеса. Однако в этом случае следует помнить, что временная установка ранее отремонтированной «запаски» ограничивает водителя в скорости передвижения и дистанции, которой придется придерживаться. Как бы то ни было, окончательный выбор остается за автомобилистом!
8-02-2013, 12:24 | Дмитрий