Приехали вовремя, тушили правильно, сгорело все - точно не скажет сегодня никто, как и когда эта шутка появилась в обиходе спасателей. Но возможно она родилась после очередного выезда пожарной бригады на тушение горящего автомобиля. Дело в том, что легковой автомобиль полностью выгорает всего за каких-то пять минут. За это время пожарные не то что потушить - приехать не успевают. Да и у водителя шансов ликвидировать возгорание самостоятельно, как выяснилось, очень мало. Многих вообще хватает лишь на то, чтобы просто выскочить из автомобиля и набрать номер экстренной помощи. Не говоря уже о поиске огнетушителя, погребенного где-то на дне багажника под кучей самых неожиданных вещей, которые должны были когда-то пригодиться. К сожалению, даже активные действия водителя, сохранившего самообладание, могут не увенчаться успехом. Профессионалы склоняются к мнению, что горящий автомобиль самостоятельно при помощи автомобильного огнетушителя ни теоретически, ни практически не потушить. Поэтому знать правила поведения во время пожара в автомобиле жизненно необходимо каждому водителю.
Горят разные автомобили: почти новые иномарки и старые ВАЗы, фуры и микроавтобусы, бензиновые и с установленным газовым оборудованием. Кстати, про газовое оборудование. Бытует мнение, что его установка значительно повышает потенциальную пожароопасность автомобиля. На самом деле спешим опровергнуть миф об опасности газового оборудования. Качественное, установленное специалистами и эксплуатируемое правильно, оно крайне редко становится причиной пожара.
Чаще всего из средства передвижения в факел автомобиль превращают горюче-смазочные материалы и синтетическая отделка. Для того чтобы огонь распространился, ему нужна горючая среда, коей могут стать подтеки бензина, масла, тормозной жидкости и т.д. А вот про отделку - отдельный разговор. Синтетические материалы, которыми набит автомобиль (причем не только в салоне), горят своеобразно. Они выдерживают температуру до определенного предела, а потом вспыхивают, и тушить их очень сложно. Но самая большая проблема состоит в том, что спасатели называют локальным объемом возгорания (иными словами - начальной стадией пожара). Если возгорание не удается нейтрализовать на этом этапе - пиши пропало, потому что пламя распространяется очень стремительно и не всегда оказывается доступным для тушения.
Перейдем непосредственно к основным правилам поведения во время пожара в автомобиле. Прежде всего помните, что наиболее коварно возгорание в моторном отсеке. При нем практически сразу перегорает привод запорного устройства капота - открыть его не представляется возможным ни изнутри, ни снаружи. Но даже если капот удалось отпереть, ни в коем случае нельзя резко его открывать - от притока кислорода пламя только усилится.
Не паникуйте во время пожара в автомобиле. При подозрении на возгорание в любой части машины первое, что нужно сделать водителю:
- остановиться,
- заглушить двигатель,
- одернуть затвор капота и отключить "массу" двигателя (или снять "минусовую" клемму с аккумулятора).
После этого можно попытаться потушить пожар собственными силами и вызвать спасателей. Для этого нужно не только знать, есть ли в автомобиле огнетушитель, где он находится, но и вспомнить, как им пользоваться. К слову, не каждый автолюбитель знает, как обращаться с данным девайсом. В связи с этим вспоминается одна старая телепередача (простите за лирическое отступление), когда пожарные вышли на улицы города с огнетушителем и предлагали прохожим продемонстрировать свое умение им пользоваться. В итоге получился сюжет в стиле "сам себе режиссер", особенно когда один мужчина серьезного вида с размаху ударил огнетушитель одним концом об асфальт и начал поливать извергающейся из него пеной и самих пожарных, и случайных прохожих.
Возвращаясь к теме о правильном поведении во время пожара, стоит отметить, что немаловажным фактором остается место хранения огнетушителя и его техническая исправность. Правилами оговаривается лишь последнее, а где хранить - каждый решает для себя сам. Главное, чтобы место было легкодоступным (одни хранят в водительской двери, другие под сиденьем). Что касается выбора наиболее эффективного огнетушителя для автомобиля, то это тема отдельного материала.
В завершение статьи хочется напомнить самые распространенные причины пожара в автомобиле.
1. Неисправная тормозная система ("подклинивание" и "залипание" тормозных колодок).
2. Короткое замыкание в электросетях
3. В результате ослабления контакта в месте некачественного электрического соединения происходит большое переходное сопротивление. Это может привести к нагреванию и воспламенению изоляции.
4. Неосторожное обращение с огнем. Например, попытки подсветить спичками или зажигалкой в темное время суток для того, чтобы установить причины поломки при наличии горючей среды - подтекания технической жидкости. А также банальное курение во время заправки топливом.
5. Перегрузка электросети вследствие установки нештатного электрооборудования: мощных аудиосистем, сигнализации, дополнительных приборов освещения, предпусковых подогревателей.
6. Неисправности системы питания авто: подтекания топлива, попадание его на выпускной коллектор.
7. В результате разряда статического электричества. Например, в сухую погоду накопленное статическое электричество при наличии горючей среды может стать пожар, вызванный подтеками эксплуатационной жидкости. Или при наполнении горючим пластиковой тары, подаваемым под давлением.
8. Возгорания от источника из внешней среды. К примеру, от пожара соседнего строения (если автомобиль находится в непосредственной близости), сжигания сухой травы или удара молнии.
9. Фатальная небрежность. Это может быть незамеченная утечка эксплуатационных жидкостей. Или длительная поездка на затянутом "ручнике", что вызывает перегрев тормозных колодок и дисков и, как следствие, разгерметизацию тормозной системы, вытекание тормозной жидкости, которая является легковоспламеняющейся.
10. Повреждение вследствие ДТП - довольно редко встречается, но активно применяется в фильмах в качестве эффектных трюков. Теоретически это возможно. Но практически, чтобы машина загорелась от переворота или удара, необходимы стечения многих факторов: утечки топлива, наличие прямого источника огня и путей его распространения.
Помня о причинах пожара в автомобиле и зная правила поведения в критической ситуации можно не только избежать человеческих жертв, но и спасти нажитое непосильным трудом имущество. То бишь – автомобиль.