» » Как повысить октановое число?

Как повысить октановое число?

Как повысить октановое число?Для большинства автомобилистов октановое число воспринимается в виде цифр марки бензина идущих после букв АИ. Что же на самом деле представляет собой это число и в чем разница?


Октановое число — это такой показатель, который характеризует детонационную стойкость, в данном случае бензина. Очень важный момент - чтобы топливо загоралось в определенный момент. При более раннем или более позднем воспламенении, когда цилиндры еще не поднялись до максимальной точки, возникает либо некорректная работа, либо двигатель глохнет. По сути, то, что происходит в такие моменты, иногда может вызвать детонацию, что приведет к заклиниванию цилиндра.

Если октановое число очень низкое, то в процессе работы двигателя многие запчасти изнашиваются в несколько раз быстрее. Например, сами клапана и клапанные седла покрываются сильным слоем нагара, что ускоряет их износ. Таких примеров вы видели не мало, когда проезжающая мимо машина оставляет за собой шлейф черного дыма или из выхлопной трубы доносятся раскаты взрывов. В таком случае можно констатировать факт, что бензин сгорает не с обычной скоростью 20-60 м/с, а детонирует с опасной скоростью 2100-2400 м/с. При этом, кроме внешних эффектов, внутри происходят невидимые разрушающие действия, разрушение стенок цилиндра и конечно, мощность падает вдвое.

Еще в 1930 году была создана шкала для измерения детонации и вывода единого октанового числа. За стандарты были взяты два постоянных числа, которые не меняются — это гептан обычного строения и октановый изомер — изооктан. Изооктан был взят за стабильное измерение в 100 ед., т.к. он не взрывоопасен. В то время как гептан с точностью до наоборот - очень взрывоопасен и может детонировать при малейшем воздействии, его нестабильность отнесли к 0 ед. Вот таким образом с помощью самого слабого и самого сильного веществ, регулируется октановое число бензина. Если вы встречаете бензин с октановым числом, превышающим 100 ед., это значит, что в него были добавлены специальные высокооктановые присадки.

Таким образом, для получения бензина с высоким октановым числом есть только два способа:

  • промышленный метод, очень объемный и довольно дорогой, но качественный, он подразумевает самостоятельное производство из сырой нефти;
  • второй метод проще, дешевле и быстрее -, добавлять в низкооктановый бензин присадки антидетонаторы с высоким числом.

Во втором случае используются стандартные марки топлива: Аи 95, Аи 92, Аи 76, добавляя присадки начиная от меньшего Аи 76, можно получить Аи 95.

Самым известным веществом для повышения октанового числа является МТБЭ - метилтретбутиловый эфир. Это прозрачная жидкость, которая очень легко воспламеняется, летуча, имеет сильный выраженный запах, но при этом он абсолютно не токсична. Для расчета на флаконе приводится специальная таблица, так, для повышения октанового числа на 8-12 ед. нужно добавить всего 8-15% МТБЭ. Большая часть этих присадок производится на основе метилтретбутила, единственный минус его в том, что при сильной жаре, он может испаряться даже из бака с бензином, незаметно понижая октан.

Также в качестве присадок используется спирты этиловый или метиловый, если в 92-й бензин добавить 10%, то с легкостью можно получить бензин АИ 95, при этом понизится выхлопная токсичность. Но в этом случае есть значительный недостаток - из-за спирта происходит скопление пара, который создает пробки в топливной системе. Также как минус стоит отметить, что спирт очень сильно поглощает влагу из воздуха, что также создает проблему, ведь бензин будет постоянно пополняться жидкостью. Еще одним недостатком считается легкая растворимость этила с водой, поэтому нужно смесь хранить в специальных условиях и кроме того, постоянно проводить проверку содержания спирта, что создает лишние проблемы. Если не обращать внимания на гигроскопичность и взаимодействие с водой, то в итоге можно получить бензин, разбавленный с водой, а зимой это может привезти к замерзанию системы или наоборот, слишком быстрому сгоранию бензина.

Еще один антидетонатор, пожалуй, самый лучший из существующих на сегодня - это ТЭС Тетраэтилсвинец. Это бесцветная жидкость, по консистенции тягучая, очень устойчивое вещество закипает при температуре 200 градусов. ТЭС известен еще с 20 годов прошлого столетия, он настолько эффективен, что для подъема октанового числа на 15-17 ед. нужно добавить всего лишь 0.05% тетраэтилсвинца. Из-за большого содержания свинца его нельзя использовать в чистом виде, иначе свинец оседает на поршнях и клапанах, что приводит к износу. Для того, чтобы сохранить двигатель, давно уже придумали вещества, которые очищают стенки поршней и выводят из топливной системы все свинцовые накопления. Используют диромэтан, бромистый этил или дибромпропан, они добавляются вместе с ТЭС, а когда сгорают, то образуется летучее соединение с свинцом и легко удаляется из системы внутреннего сгорания.

Такой бензин назвали этилированным, т.к. он смешивался с этиловой окрашенной жидкостью и тетраэтилсвинцом, но он был признан слишком токсичным и снят с производства. Сам по себе свинец может накапливаться в организме. При определенном количестве он становится ядовитым, свинцовый яд приводит к заболеванию рассеянным склерозом. Этиловый бензин абсолютно непригоден к инжекторным двигателям и тем, которые оснащены катализаторами, как минимум двигатель может остановиться на несколько часов. При использовании обязательно используются антидетонаторы типа: ацетона, бензола, изооктана, толуола, изопентана и иных.

Чем выше октановое число, тем сильнее детонация в камерах сгорания, а при образовании сильной огненной волны получается ударная волна. Бензин с высоким октановым числом дает двигателю стабильный и эффективный темп работы, поэтому в конце 80-х вырос выпуск автомобилей с двигателями под бензины марки А92 и А95.

Однако даже в высокоразвитых станах Европы иногда на заправках встречается некачественный бензин, не говоря уже о наших отечественных бизнесменах. В итоге автомобили получают серьезные травмы двигателя, лечение которых стоит немалых средств, и, как правило, из кармана владельца, т. к. обман трудно доказать. Избегайте неизвестных или сомнительной репутации заправок, не поддавайтесь на ценовую провокацию, ибо сэкономив копейки, потеряете многие рубли.

29-03-2013, 13:39 | Игорь Пелих
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: