Современные автомобили оснащены множеством всевозможной электроники, которая несомненно упрощает жизнь водителя. Без большинства из них, конечно, можно обойтись, но есть и такие, которые весьма полезны и стоит обязательно уточнять наличие данных систем в комплектации вашего автомобиля.
В последнее время огромное
распространение получила электронная блокировка дифференциала, которая также
известна как антипробуксовочная система. Принцип ее работы предельно прост.
Если при трогании или при интенсивном разгоне одно из колес начинает буксовать, то
система автоматически притормаживает данное колесо. Однако не думайте, что
система работает только при начале движения. Скорость, на которой возможна ее
работа, держится в пределах от 0 до 80 километров в час.
Ее вмешательство может потребоваться при движении на поверхности с плохим
сцеплением или по дороге с различным покрытием. Особенно полезна система зимой,
когда пробуксовка на льду происходит у любого автомобиля.
Кроме торможения колеса система
перераспределяет крутящий момент таким образом, чтобы на обоих колесах
произошло увеличение крутящего момента. Это достигается за счет симметричного
дифференциала.
Как и многие системы помощи при движении,
электронная блокировка дифференциала (EDS), построена на основе системы ABS
(антиблокировочная система тормозов). Несмотря на полностью противоположное
действие, которое выполняет эта система относительно электронной блокировки. У
них очень схожая схема работы, а в некоторых моделях и вовсе есть общие
функциональные узлы. Так, например, в блок гидравлической системы ABS включен
насос обратной подачи со специальным клапаном, который способен создавать и
снижать давление тормозной системы для работы блокировки дифференциала.
Отдельного блока управления у электронной блокировки дифференциала нет, сигналы
управления приходят с блока управления ABS, в который заранее внесена
специальная программа.
Весь принцип работы системы EDS сводится к трем фазам:
- Повышение давления в тормозной системе
- Поддержание необходимого давления
- Снижение давления в системе тормозов
При помощи датчиков на колесе измеряется
скорость его вращения, а в программе она сравнивается со скоростью автомобиля и
режимом движения, после чего подается команда на осуществление необходимого
действия. Если система «понимает» что одно из колес пробуксовывает, то в соответствующем
контуре тормозной системы происходит повышение давления. Повышается давление
при помощи вакуумного насоса. Давление держится пока оба колеса не начнут
вращаться с одной скоростью. Для удержания давления отключается ваккумный насос
блокировки дифференциала и закрываются оба клапана. После этого путем открытия
клапана происходит сброс давления в системе. После завершения данный цикл
повторяется вновь, при получении команды от блока управления.
В зависимости от производителя и
функциональности системы, у нее могут быть различные аббревиатуры в названии.
Так, например, в автомобилях Mersedes-Benz используется собственная система,
принцип работы которой почти в точности повторяет работу системы электронной
блокировки дифференциала. Называется технология от немецкого автопроизводителя
Elecyronic Traction System или ETS.
После своего появления системой EDS комплектовались
лишь дорогие модели автомобилей, но с течением времени она пришла практически
на все модели, вне зависимости от класса автомобиля.