Выполняя роль барьера для воздуха, заслонка регулирует не
только количество поступающего кислорода, но и давление, если заслонка открыта,
то давление равняется наружному, а при закрытой заслонке создается вакуумное
пространство. Со временем дроссельной заслонке нашли применение не только в
двигателе, но и в тормозной системе, она там исполняет роль заслонки в
вакуумном усилителе. Своеобразная дроссельная заслонка применяется в
адсорберном устройстве, перекрывая выход паров бензина.
Дроссельные заслонки бывают двух типов, в зависимости от привода:
- полностью механического управления;
- с электрическим приводом.
Механическая дроссельная заслонка - это удел старых моделей
автомобилей или же совсем дешевых современных, в этом случае педаль газа и
заслонка для взаимодействия соединяются металлическим тросиком. В механическом
исполнении корпус заслонки закрепляется на вал, состоит этот механизм из самого
корпуса, датчика указывающего на положение заслонки и регулятора холостых
оборотов. В механических заслонках от корпуса идут трубки, соединяющиеся с
системой вентиляции картера и системой адсорбирования паров.
Дроссельная заслонка представляет из себя закрепленную на
оси пластину и вращающуюся для открытия и закрытия. Установлена она в трубке,
соединяющейся с воздушным фильтром.
Регулятор холостых оборотов отвечает за частоту оборотов
коленвала когда заслонка находится в закрытом состоянии, как правило, это при
прогреве, при запуске или же когда подключаются различные дополнительные
механизмы создающие нагрузку. Шаговый электромотор соединяется с клапаном на
регуляторе, в совокупности этот механизм контролирует потоки воздуха, идущие в
впускную систему минуя дроссельную катушку.
Но уже достаточно давно механические катушки были заменены
на дроссели с электроприводом. Конечно, такой привод более эффективный, он
контролирует крутящий момент в любом состоянии двигателя, это отражается на
уменьшении расхода топлива и при этом снижается токсичность выхлопа. Тросовая
механическая часть отсутствует, холостые обороты контролируются движением
дроссельной заслонки. Движение педали контролируется электронной системой,
которая в свою очередь связана с дроссельной заслонкой. Благодаря такому
точному контролю, заслонка находится в действии, даже если педаль газа не
двигается, но при этом крутящий момент требует определенных действий от
заслонки.
Электронная дроссельная система оснащена специальными
датчиками, которые контролируют исполнительный механизм, ЭБУ мотора, датчик
контроля положения заслонки. Этим дело не ограничивается, также есть датчик,
контролирующий, в каком положении находится педаль газа, контроль педали
тормоза и датчик, контролирующий педаль сцепления. Чтобы полноценно выполнять
свои задачи, электронная дроссельная заслонка считывает данные с тормозной
системы, с климат-контроля, круиз-контроля, с коробки передач, если она
автоматическая. Все эти данные после обработки поступают на блок управления двигателя,
который и приводит в действие модуль заслонки.
Как правило, модуль оснащен двумя датчиками, что придает
точности и надежности, представляющие из себя контактные потенциометры. Существуют
также бесконтактные магниторезистивные датчики. Корпус заслонки состоит из: датчика
положения, электропривода, возвратного пружинного механизма и дроссельной
заслонки. Электронный блок управления различает сигналы датчиков по их
направленности на встречу друг другу.
Если происходит поломка какой-либо части дроссельного
механизма, есть пружина аварийного возврата заслонки в положение,
предусмотренное по умолчанию, как правило, починке она уже не подлежит.
Кстати, в старых карбюраторных автомобилях, помимо дросселя
рычажного типа (педаль газа), существовал еще и ручной тросовый подсос. Он
работал и как дополнение, и на случай аварийной поломки рычажного, если таким
образом заслонку открыть, то при нажатии педали она не будет двигаться и
останется открытой или закрытой.