Реакция пешеходов
Поскольку ДТП в районе остановок в основном происходят с
участием пешеходов, то для начала стоит рассмотреть их особенности поведения,
что играет немаловажную роль в создании аварийной ситуации.
Реакция на опасность и чувство страха - это абсолютно разные
вещи, иногда их путают, говоря, якобы страх спасает. На самом деле страх
губит, парализуя мысли и действия, просто заводит в тупик. А вот правильная
реакция в опасной ситуации - это спасение и выход из возможно аварийной
ситуации. Исследуя многие случаи аварий, сравнивалось поведение мужчин и женщин
в подобных ситуациях и нужно отметить, что действия были абсолютно разными.
Например, если мужчина оказался посреди дороги между движущимися
машинами или резко вышел на проезжую часть (в случае с остановкой), как
правило, он стоит и не пытается закончить переход, позволяя транспорту и
водителям спокойно закончить свой маневр. Женщина в подобной ситуации может
устроить переполох на дороге, испуганно двигаясь то назад, то вперед, таким
поведением она окончательно путает водителей, что приводит к аварийным
ситуациям. Если взять в пример детей, то мальчики, как правило, стремятся
перебежать дорогу вперед. А девочка в такой ситуации чаще всего возвращается
назад, а за компанию с мальчиком таки поддержит его и постарается перебежать
дорогу.
Знание таких особенностей поведения пешеходов поможет
водителю безопасно проезжать места общественных остановок.
Типы аварий в районе остановок
Частый случай ДТП, это когда транспорт, едущий за автобусом,
не соблюдая скорость и дистанцию, врезается. Для подобных нелепостей частота
довольна большая - 5-15 ситуаций из ста. Сюда же стоит отнести случай, когда
автобусы отъезжают от остановок и перестраиваются в левый ряд. Автомобили,
едущие по левому ряду, не пропускают общественный транспорт, в итоге происходит
столкновение. Виной этому становится либо простейшее неуважение на дороге,
либо нарушение скоростного режима, иногда неправильный расчет на тормоза.
В ситуации, когда водитель видит внезапно появившегося
пешехода, он старается совершить маневр без столкновения с человеком,
соответственно, врезается во встречный транспорт. Единственной помощью в такой
ситуации может стать широкая дорога для возможности маневра. На трассах
подобные объезды и уклоны заканчиваются вылетом в кювет или съездом на обочину,
в 3-10 случаях из ста, и это при самом лучшем стечении обстоятельств.
Но по-прежнему, основным видом ДТП в районе автобусных
остановок является наезд на пешехода. Эта проблема актуальнее всего в городе,
где остановки расположены близко друг от друга, например 500-800 м, реже на
загородных остановках. Теперь, если учесть что таких остановок по городу десятки
и сотни, то можно представить сколько раз водитель автомобиля сталкивается с
опасностью. Добавляют сложности на таких участках и те автомобили, которые
паркуются вблизи остановок, ограничивая и без того сложный участок дороги.
Основные причины таких наездов:
- пешеходы переходят дорогу перед транспортом или за ним (в случае трамвая), не видя полной обстановки на дороге;
- переход дороги, например, между автобусами, когда, не видя движущегося транспорта, пешеход резко выходит на проезжую часть.
Так или иначе, по причине таких ситуаций происходит 30-60
аварийных ситуаций из сотни. Как правило, остановки находятся прямо на полосе
движения без заезда, пешеходный переход находится далеко, и пешеходы, выйдя из
транспорта, стремятся перебежать дорогу. Неправильно будет пенять на
несовершенство дорог, но остановки, оборудованные должными средствами
безопасности (барьеры и сетки), значительно снизили бы число аварийных
ситуаций.
В таких ДТП практически невозможно обойтись без тяжелых
травм, а половина тяжелых случаев вообще заканчивается смертельным исходом.
Если подвести итог причин таких аварий, то она сводится к
ограниченности обзора и маневрам в местах остановок общественного транспорта.
Можно посоветовать водителям ездить медленнее, но тогда возникнут очередные
проблемы - пробки на дорогах, да и как понять, где нужно сбросить скорость, если
остановки стоят через 800 м.
Действия водителя
Самое главное, это самому не впасть в панику, сохранить
спокойствие и следить за ситуацией, наблюдать за движением тех, кто застрял на
проезжей части. Обязательно нужно сбросить скорость до минимума, так, чтобы
можно было резко затормозить и не причинить серьезных травм. Тут нужно учесть,
что пешеходы в таких ситуациях имеют свойство в самый последний момент, непонятно почему, бросаться наперерез автомобилю.
Водитель должен наблюдать не только за потоком движения, в
котором находится, но и боковым зрением наблюдать за тротуарами, для упреждения
вот таких ситуаций. На медкомиссиях есть специальная проверка периферийного
(бокового) зрения.
Итог
Выход только один — предельная внимательность на дороге,
необходимо снижать скорость проезжая остановки общественного транспорта,
держать дистанцию с автомобилями, едущими впереди. Будет совсем нелишним
боковым зрением смотреть по сторонам.