Любая технология восстановления полученных деформация
зависит от вида ДТП и повреждений, которые были получены в его результате. После
применения технологии стендовой вытяжки силой зачастую заметны резкие переходы,
места со складками и не устраненные места повреждений. Дальнейшая доводка
кузова производится с помощью местной вытяжки, отдельные участки выколачиваются
и к ним применяется тонкая рихтовка. Последнее также актуально в случаях с
повреждением гидравлических и винтовых устройств, т.к. это инструменты
специального назначения. Далее речь и пойдет о ручном инструменте для
устранений деформаций кузова.
Первыми в очереди будут винтовые устройства. Домкрат винтовой с двунаправленным действием
включает винт, две втулки, которые снабжены правой и левой резьбой, вороток.
Если оснащать этот домкрат разной длины удлинителями, которые можно
устанавливать с 1 или 2-ух сторон домкрата, то можно получить винтовые
устройства, которые помогают осуществлять работы на длине от 790 мм до 1 метра и
больше. Например, Ж-4 устройство с удлинителем в 600 мм имеет захватывающие
струбцины на концах и с его помощью можно осуществлять вытяжку поврежденного
металла на длине, составляющей 130 мм. Ж-5
- винтовое устройство с двумя удлинителями (каждый по 400 мм),
оборудовано упорами и может исправлять перекосы кузова в диапазоне от 1185 до
1285 мм.
Если в наборе имеется винтовой домкрат, по одному экземпляру
200, 500, 600 мм и два удлинителя по 400 мм каждый, а также несколько типов
струбцин и упоров, то можно осуществлять любые работы по исправлению перекосов
в отсеке мотора, багажнике и дверных проемах во многих иномарках и уж тем более,
в отечественных автомобилях.
Завершающий этап доводки деформированных мест деталей кузова
осуществляют при помощи рихтовочного набора инструментов. В состав такого
набора обычно входят разные правочные прижимы и рычаги, молотки для рихтовки,
фасонные плиты, наковальни и оправки.
Правочные прижимы и рычаги применяют для устранения
повреждений в сложно доступных местах. Для того чтобы выполнить эту работу, с
поврежденных изделий снимают молдинги, накладки, навесные детали и обивку. В
результате этих действий открываются окна и отверстия, сквозь которые можно
воздействовать на деформированный участок, т.к. к нему будет организован
открытый доступ.
Если к деформированным участкам доступ невозможен, то
следует выбрать места во фланцевых соединениях изделий или в соединениях,
которые выполнены с помощью точечной сварки, которая в свою очередь позволяет
рассоединить 2 детали и выполнить правку сквозь образованный промежуток. Если
возможность сделать расщелину не осуществима, то допускается сделать отверстие
в конкретной поврежденной детали или
рядом с деформированным участком, через которое возможность исправить деталь
будет реальна. По завершении процесса исправления отверстие необходимо запаять,
применяя метод твердой пайки или сварку, а затем зашлифовать заподлицо с основным
металлом.
Молотки для рихтовки отличаются широким ассортиментом,
который разнообразен по их массе, форме рабочей области и материалам, из
которых они выполнены.
Для правки металлических деталей из тонкого сырья, которые
были очень сильно повреждены, нужно использовать деревянные молотки. Ручные
наковальни или фасонные плиты используются в качестве опор.
В тех местах, где металл сильно покорежен и есть места, где
металлические волокна получили сильное растяжение, применяются специальные
молотки, у которых на рабочей области имеются насечки.
Молотки–гладилки и легковесные молотки используют для
устранения незначительных забоин или вмятин, особенно в случаях доводки
металлической лицевой поверхности до покраски, а также при необходимости
возобновления поверхности при неприкасаемости лакокрасочного покрытия.
Одну группу молотков используют при правке грубого стиля, вторую – при правке фланцев.
Молотки, у которых вставная часть мягкая, т.е. выполнена из
меди или свинца, а также присутствуют резиновые или пластмассовые вставки,
применяют при тонкой рихтовке поверхностей, имеющих лакокрасочное покрытие.
Для правки внешних поверхностей панелей кузова легкового
транспорта не рекомендуется использовать
молотки, которые оснащены плоским квадратным бойком. Это объясняется тем, что
такие молотки оставляют после себя забойные следы на металле.
Рабочую часть всех, без исключения молотков, рекомендуется
обтачивать по радиусу и после этого осуществлять полировку. Оставление следов,
царапин, забоин, рисок и вообще каких угодно дефектов на рабочей области
молотков для рихтования просто не допустимо.
Наковальни, плиты фасонные и оправки служат для поддержания
тонколистового металла панелей кузова в
процессе рихтовки повреждённых участков. Форма огромного числа наковален, плит
и оправок выбирается исходя из опыта рабочих этой профессии и опыта компании,
которые своим профилем выбрали восстановление кузовов автомобилей.
Если к внутренней части панели обеспечен хороший доступ, то
в процессе восстановительных работ формы поврежденных панелей можно применить
один типа плит и наковален. В альтернативных случаях, когда доступ к
деформированному участку закрыт, используют специальные оправки или плиты
сегментные.
В тех случаях, когда наковальня и молоток используются
вместе, то именно наковальня служит для поднятия металла в месте провала, а сам
молоток – для возвращения панели правильной формы.
Запомнить нужно следующее: все рабочие инструменты должны
храниться в сухом месте и иметь качественную полировку поверхности в районе рабочей
области, не иметь никаких ее повреждений. Помимо соблюдения этого правила
можно хромировать, а также вывести на новый качественный уровень поверхность
молотка, в том числе и по чистоте, чтобы при устранении деформаций
незначительных уровней на лицевых панелях оказывался не поврежденным слой
окрасочного покрытия.