Местонахождение распределительного вала, а также модель
автомобиля и его тип служат основополагающими моментами в определении принципа
работы датчика распределительного вала.
Именно поэтому работу по замене датчика или его починке нужно начинать с
подробной инструкцией в руках.
Характеристика
датчика распределительного вала
Непосредственно на сам датчик распредвала возложена функция
определения углового положения ГРМ, который соответствует положению коленного
вала двигателя. Двигательная система управления получает эту информацию от
датчика кулачкового вала и производит
впрыскивание топлива и его зажигание.
Датчик Холла является основным принципом, по которому
работает рассматриваемый датчик. Это и
дало ему соответствующее название, которое используется и сегодня.
Действие холловского датчика опирается на измерение
напряжения носителем заряда. Это изменение фиксируется в тот момент, когда
полупроводник пересекает магнитное поле. Создает это поле постоянный магнит,
который размещен непосредственно в датчике.
Репер или металлический зуб находится
на зубчатом колесе РВ (распределительного вала)
и осуществляет замыкание магнитного зазора. И когда металлический зуб
проходит мимо датчика распределительного вала, происходит вызов импульса
напряжения в датчике, а он в свою очередь передается в электронный блок
управления (БУ).
Импульсы эти могут подаваться в разное время. Электронный БУ
может распознавать местоположение поршня первого цилиндра мотора в самой верхней
мертвой точке такта сжатия, а затем обеспечивает впрыск топливной смеси и ее
зажигание.
В тех двигателях, которые имеют систему изменения фаз
газового распределения, датчики устанавливаются на клапанах впуска и выпуска на
распредвалах.
На дизельном двигателе датчик фазы распредвала измеряет
положение каждого отдельного цилиндра в верхней мертвой точке (ВМТ) такта
сжатия.
Проверка датчика РВ
Если появляется датчик Холла, значит, получен сигнал о
неисправности. Следует упомянуть, что
датчик распредвала функционально связан
с коленвальным датчиком. А значит, если в момент движения возникла
неисправность в первом датчике, то система управления снимет информацию и со
второго датчика. Кстати, двигатель может быть запущен повторно даже после
остановки.
Проверка:
Для начала нужно отыскать на головке блока цилиндров
двигателя установочное гнездо с датчиком РВ (распредвала). Далее проверить
уплотнительное кольцо – нет ли повреждений. Затем убедиться, что корпус датчика
и зубчатый ротор цел и на них нет частиц металла.
Следует выключить зажигание автомобиля, отключить от датчика
провода, которые подходят к нему от системы управления двигателем. В
большинстве своем крепление этих проводов представлено стандартными разъемами,
поэтому чтобы разомкнуть провода, нужно клацнуть на фиксаторы колодки. Нужно
присмотреться к разъему проводов, который должен состоять из 3-ех контактов:
плюс, минус и контакт для сигнала.
Включается автомобильное зажигание. При помощи тестера
производится замер напряжения на положительном проводе питания датчика положения
РВ. В это время отрицательный щуп тестера должен быть подключен в двигательной
массе. Напряжение, которое измеряно описанным способом, должно соответствовать
напряжению на клеммах аккумулятора. Если же напряжение не равно питающему, то
можно сделать вывод о неисправности датчика. Подобным образом производится
замер на контакте массы датчика. Которое в обязательном порядке должно
быть =0.
Следующим шагом будет подключение отрицательного и
положительного питающего провода датчика положения РВ. Подключение сигнального
провода датчика лучше осуществить через вольтметр. Таким образом, один щуп
прибора касается сигнального вывода датчика, второй – сигнального входа
двигательной системы управления. Для того, чтобы это осуществить, придется
разрезать средний провод и подключить вольтметр к его разным зачищенным концам.
С помощью стартера прокручивается двигатель. Если датчик
исправен, то он покажет напряжение от 0 до 5 вольт. В противном случае стоит
произвести замену датчика. Для этого нужно отсоединить все провода, открутить
крепящий его болт и извлечь датчик положения РВ из гнезда для установки. В
обратной последовательности производится установка нового датчика. Момент
затяжки болта для крепления должен составлять 10Нм. В этом процессе, главное, не
забыть установить кольцо, которое уплотняет место соединения головки блока и
датчика.
Неисправности и их причины
Для того чтобы проверить датчик РВ, водителю следует
запастись знаниями классических неисправностей и их признаков. После их
обнаружения – замена датчика РВ.
Характерными причинами поломки датчика РВ являются:
- вышел из строя зубчатый диск датчика импульса;
- датчик сместился из-за того, что разорвались ушки крепления;
- присутствуют короткие замыкания во внутренней схеме датчика;
- температура двигателя значительно повысилась.
Признаки поломки, которые типичны для датчика Холла:
- электронный БУ работает в аварийном режиме;
- расход горючего значительно возрос;
- загорается контрольная лампочка работы двигателя, которая размещена на панели;
- зафиксирован код неисправности.
Поиск поломки датчика невозможно определить поверхностям
осмотром. Для этого все же придется обратиться за помощью в автомобильный
сервис для проведения тестирования. Для
того чтобы проверить прием сигнала с датчика нужно применить осциллограф. В процессе тестирования памяти всплывёт
полный список всех неисправностей.
Зрительно можно только удостовериться в наличии внешних
деформаций датчика, осуществить очистку его головки, а также проверить
электрическую цепь – есть ли в ней обрыв и правильно ли выполнено подключение
разъемов соединения.
Замена датчика положения РВ - задача вполне посильная для
самостоятельного ее проведения. Перед тем, как приобрести новый датчик и
заменить его, нужно ознакомиться с предлагаемой автопроизводителем инструкцией,
поскольку алгоритм снятия и установки данной детали в разных моделях может
кардинально отличаться.