Также нельзя не отметить, что на расход с прицепом влияет и качество дорожного
покрытия, рельеф местности, например, подъем в гору на низких скоростях или
маневры с пробуксовкой в снегу или грязи. Сложно подсчитать расход топлива на
100 км в случае с транспортировкой прицепа. Но нам это и не надо, мы никак не
можем помешать этому факту увеличения, единственное, что в наших силах - это
сделать расход оптимальным и минимизировать его.
За пример для рассмотрения возьмем наш отечественный
автомобиль Лада Приора и вычислим стандартное потребление топлива. Если она двигается по нормальной дороге со
средней скоростью 60 км/ч, то расход минимальный - 4.7 л. А вот если скорость
поднять до 90-100 км/ч, то расход поднимается до 5 л на 100 км, как бы ни было
выгодно двигаться с маленькой скоростью, но это непозволительная роскошь и
придется поднажать.
Теперь мы знаем минимальное и максимальное потребление, но
это данные без такого важного фактора, как прицеп, необходимо вычислить его
нагрузку. Здесь уже совсем другие цифры и если прицеп пустой без тента на
скорости 60 км/ч, то при таком раскладе расход сразу увеличивается на 1 л, а на
скоростях 90-100 км/ч на 1.5 л больше.
У нас уже есть два ориентира скорости и расхода топлива,
следует еще учитывать, что высота тента может быть разная и вес груза в прицепе
также разнится.
Совет №1. Если вы едите с пустым прицепом, то накройте его
тентом или же откройте задний борт, чтобы снизить сопротивление воздуха, таким
образом, экономия топлива возрастет от 0.5 л до 1 л. Ниже будут приведены примеры
и описания тентов, характеристики сопротивления и аэродинамики.
Низкий тент или
отсутствие такового
Если ваш прицеп закрыт провисающим низким тентом или вовсе
не закрыт, то вы увеличиваете сопротивление за счет потоков воздуха, который
упирается в задний борт прицепа, плюс создаются завихрения. Эти завихрения
отнимают большое количество энергии, а упор потоков в задний борт создает
мощный тормоз, в итоге вы получаете перерасход топлива в 1-1.5 л. Самый
эффективный метод - это открыть борт, но при этом нужно учесть, что он не должен
скрывать задние стопы и номер, такой маневр гораздо лучше, чем даже простенький
брезентовый тент. Можно задний борт снять, если конструкция позволяет или же
откинуть и подвесить параллельно. Формула расхода топлива уже давно известна,
это скорость автомобиля помноженная на совокупное аэродинамическое
сопротивление. Отсюда вывод - чем больший шлейф завихрений будет оставаться
после вашего прицепа, тем больше сопротивление и расход топлива. Поэтому всегда
оценивайте ваш прицеп на элементы, которые могут стать явным сопротивлением, и
подумайте, как их можно устранить или же снизить аэродинамические завихрения.
Высокие тенты
Высокий тент — высокие расходы, с таким тентом расход
топлива может возрасти на 2 л и более, в зависимости от высоты и формы тента. В
случае с Лада Приора, которая достаточно приземистая, такой тент создал
огромную нагрузку и увеличил расход на 2 л. Конечно, если бы на ее месте был
джип, то высота такого тента находилась бы в уровне или даже ниже кузова,
соответственно, такого сопротивления не было бы.
Аэродинамические
скосы для высоких тентов
Самым оптимальным выходом будет приобрести аэродинамический
тент со скосом, но это в том случае, если груз у вас будет не в полный размер с
прицепом и смог вместиться под скос. Этот самый наклон может значительно
сэкономить расход - до 1/3 литра, причем, чем больше скорость, тем больше польза
и заметнее эффект от скоса. К примеру, если ехать со скоростью 60 км/ч, то надо
сказать, что в наклоне нет смысла. Проблемой иногда становится правильное размещение
груза, из-за скоса его приходится ставить назад, это увеличивает наклон прицепа
и нагрузку на ось. Вы можете развернуть скос назад и увидите, что имеете тот же
эффект, т.е. нагрузка не увеличивается, скос полностью снимает
завихрения, и вы имеете возможность разместить груз как вам удобно. В случае с
повернутым вперед, скос как бы нырял под потоки воздуха от машины, а с
поворотом назад - он сглаживал эти завихрения.
Поэтому вам стоит знать, что нет разницы, как вы установите
скос аэродинамического тента, эффект будет равнозначный, но в случае с кузовом
универсал лучше всего устанавливать тент скосом назад.