Тахограф – это контрольно-бортовой регистрирующий прибор, который устанавливается в автомобиль или другое транспортное средство. Предназначение данного прибора заключается в осуществлении регистрации и контроля пробега транспортного средства, периодов отдыха и работы экипажа транспортного средства и скорости передвижения.
С 1-го апреля 2013 года тахограф должен быть установлен на всех транспортных средствах, осуществляющих междугороднюю транспортировку грузов и пассажиров. В частности, контрольно-бортовой регистрирующий прибор (тахограф) должен быть установлен на каждом транспортном средстве, осуществляющим перевозку грузов, полная разрешенная масса которого составляет 3,5 тонны и выше. Помимо прочего, тахограф должен быть установлен на каждом транспортном средстве, осуществляющим перевозку пассажиров и имеющим более девяти пассажирских мест.
Внешне и размерами тахограф очень похож на магнитолу либо таксометр. Наличие тревожной кнопки, громкой связи и других дополнительных параметров делает данный прибор незаменимым при эксплуатации автомобиля. В настоящее время на рынке представлено два вида тахографов:
Установка и обслуживание тахографов
Монтаж тахографов осуществляется на автомобили в соответствии с существующими нормативными документами, регламентирующими абсолютно все требования, связанные с установкой подобных приборов. Перед непосредственной установкой прибор следует тщательнейшим образом проверить. Проверка тахографа выполняется специальными органами государственной метрологической службы. Помимо данной службы, проверка может быть осуществлена и государственными научными метрологическими центрами.
Проверка призвана определить пригодность прибора к эксплуатации. Если проверка показала, что тахограф годен к применению, то на этом основании соответствующей службой или организацией выдаются свидетельства, которые подтверждают факт проверки прибора или/и на тахограф просто проставляется специальное поверительное клеймо. Все выданные свидетельства, подтверждающие проверку прибора и, следовательно, его годность к использованию, следует хранить в течение установленного срока. Как правило, данные документы хранятся не менее 3-х лет и выдаются в органы, уполномоченные осуществлять контроль, по запросу.
Непосредственный монтаж регистрирующего прибора на транспортное средство выполняется либо производителем автомобиля, либо автомобильными мастерскими. Ремонт тахографов осуществляется опять-таки в специальных мастерских. Однако у мастерской, которая производит ремонт приборов, должны быть лицензии и специальные разрешающие документы, выданные органами государственной метрологической службы.
Монтаж регистрирующего прибора производится в два этапа:
Варианты считывания информации тахографами
Функционирование тахографов в настоящее время не предполагает шифрование информации. Однако в недалеком будущем подобная опция будет введена. Считывание информации с бортового регистрирующего прибора осуществляется несколькими способами.
С использованием карты водителя. На данной карте сохранены фотография водителя, его автограф и ряд других данных. Помимо прочего, информация с тахографа может быть считана с помощью карты сотрудника контролирующих органов, уполномоченных осуществлять проверку приборов. Данная карта действительна в течение одного года. И еще один вариант – считывание информации при помощи карты, которая выдана специализированной мастерской, и карты, которая выдана предприятию. Карта, выданная предприятию, как правило, хранится у главного механика данной организации.
С помощью распечатки чека. Распечатав чек, каждый водитель может получить требующуюся информацию, сохраненную тахографом. Следует отметить, что если водитель попал в дорожно-транспортное происшествие, а чек, который был распечатан, будет свидетельствовать о том, что была, например, превышена скорость, то в данной ситуации информация, полученная с помощью тахографа, скорее будет являться отягчающим обстоятельством при разборе ДТП. В таких случаях обычно выписывается штраф. Если же дорожно-транспортного происшествия, к счастью, не случилось, однако превышение допустимой скорости было замечено самим сотрудником организации, то в таком случае штраф накладываться не будет.
С помощью USB-слота. Практически каждый бортовой регистрирующий прибор оснащен USB-слотом, благодаря которому имеется возможность переноса всех имеющихся на тахографе данных на персональный компьютер, ноутбук либо карту памяти. Получение проверяющим всех необходимых данных и некоторых других параметров в обязательном порядке будет зафиксировано регистрирующим прибором.
Необходимо также сказать, что в том случае если карта не вставлена в тахограф, то прибор не функционирует. Чем это грозит? Штрафами, которые могут быть наложены и на сотрудника-водителя, который не активировал тахограф с помощью карты, и на непосредственного руководителя водителя. Размер административного штрафа, который может быть выписан водителю, варьируется в пределах от 1 тыс. рублей до 3 тыс. рублей. Размер штрафа, который может быть наложен на ответственное лицо, варьируется в пределах от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей.
Проверка тахографов
Учитывая тот факт, что тахограф представляет собой средство измерения, становится понятна необходимость осуществления его обязательной проверки. Проверяется данный регистрирующий прибор один раз в два года. Впрочем, если на транспортном средстве была произведена замена колес либо ремонт трансмиссии, то после каждой такой процедуры следует выполнить проверку тахографа.
Проверка тахографа выполняется исключительно в сертифицированных сервисных центрах. Проверка может быть осуществлена со снятием контрольных диаграмм, а также с перенастройкой коэффициента бортового регистрирующего прибора. Помимо прочего, по завершении проверки на руки выдаются документы, которые свидетельствуют о том, что прибор соответствует всем требованиям ЕСТР. Периодический осмотр прибора, выполнение регулярного осмотра датчика и пломб устройства содействуют повышению эффективности работы тахографа.
Разрешенные модели тахографов
На сегодняшний день устанавливать в транспортные средства можно только четыре модели тахографов. В частности, потребителям на выбор представляются следующие модели:
Транспортные средства, часто выезжающие заграницу, желательно оснащать импортными устройствами, такими, как, например, «EFAS-4», «Continental» и остальными. Нелишне отметить, что импортные приборы не имеют модуля глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. Однако, согласно действующему законодательству, он должен иметься в тахографе. Вследствие этого частные разъезды за территорию Российской Федерации априори предполагают установку на транспортном средстве обоих приборов – и отечественного (с модулем ГЛОНАСС), и импортного.
Преимущества использования тахографов
Использование бортового регистрирующего прибора позволяет:
Внешне и размерами тахограф очень похож на магнитолу либо таксометр. Наличие тревожной кнопки, громкой связи и других дополнительных параметров делает данный прибор незаменимым при эксплуатации автомобиля. В настоящее время на рынке представлено два вида тахографов:
- цифровые тахографы;
- аналоговые тахографы.
Установка и обслуживание тахографов
Монтаж тахографов осуществляется на автомобили в соответствии с существующими нормативными документами, регламентирующими абсолютно все требования, связанные с установкой подобных приборов. Перед непосредственной установкой прибор следует тщательнейшим образом проверить. Проверка тахографа выполняется специальными органами государственной метрологической службы. Помимо данной службы, проверка может быть осуществлена и государственными научными метрологическими центрами.
Проверка призвана определить пригодность прибора к эксплуатации. Если проверка показала, что тахограф годен к применению, то на этом основании соответствующей службой или организацией выдаются свидетельства, которые подтверждают факт проверки прибора или/и на тахограф просто проставляется специальное поверительное клеймо. Все выданные свидетельства, подтверждающие проверку прибора и, следовательно, его годность к использованию, следует хранить в течение установленного срока. Как правило, данные документы хранятся не менее 3-х лет и выдаются в органы, уполномоченные осуществлять контроль, по запросу.
Непосредственный монтаж регистрирующего прибора на транспортное средство выполняется либо производителем автомобиля, либо автомобильными мастерскими. Ремонт тахографов осуществляется опять-таки в специальных мастерских. Однако у мастерской, которая производит ремонт приборов, должны быть лицензии и специальные разрешающие документы, выданные органами государственной метрологической службы.
Монтаж регистрирующего прибора производится в два этапа:
- первый этап заключается в непосредственной установке тахографа на автомобиль;
- второй этап заключается в активации прибора и его калибровке.
- периодическая;
- внеочередная.
- во-первых, потеря свидетельства, подтверждающего факт проверки;
- во-вторых, ввод в эксплуатацию тахографа после выполнения ремонта или продолжительного хранения;
- в-третьих, повреждение поверительного клейма, поставленного на прибор во время проверки;
- в-четвертых, монтаж на автомобиль покрышек, имеющих либо больший, либо меньший диаметр.
Варианты считывания информации тахографами
Функционирование тахографов в настоящее время не предполагает шифрование информации. Однако в недалеком будущем подобная опция будет введена. Считывание информации с бортового регистрирующего прибора осуществляется несколькими способами.
С использованием карты водителя. На данной карте сохранены фотография водителя, его автограф и ряд других данных. Помимо прочего, информация с тахографа может быть считана с помощью карты сотрудника контролирующих органов, уполномоченных осуществлять проверку приборов. Данная карта действительна в течение одного года. И еще один вариант – считывание информации при помощи карты, которая выдана специализированной мастерской, и карты, которая выдана предприятию. Карта, выданная предприятию, как правило, хранится у главного механика данной организации.
С помощью распечатки чека. Распечатав чек, каждый водитель может получить требующуюся информацию, сохраненную тахографом. Следует отметить, что если водитель попал в дорожно-транспортное происшествие, а чек, который был распечатан, будет свидетельствовать о том, что была, например, превышена скорость, то в данной ситуации информация, полученная с помощью тахографа, скорее будет являться отягчающим обстоятельством при разборе ДТП. В таких случаях обычно выписывается штраф. Если же дорожно-транспортного происшествия, к счастью, не случилось, однако превышение допустимой скорости было замечено самим сотрудником организации, то в таком случае штраф накладываться не будет.
С помощью USB-слота. Практически каждый бортовой регистрирующий прибор оснащен USB-слотом, благодаря которому имеется возможность переноса всех имеющихся на тахографе данных на персональный компьютер, ноутбук либо карту памяти. Получение проверяющим всех необходимых данных и некоторых других параметров в обязательном порядке будет зафиксировано регистрирующим прибором.
Необходимо также сказать, что в том случае если карта не вставлена в тахограф, то прибор не функционирует. Чем это грозит? Штрафами, которые могут быть наложены и на сотрудника-водителя, который не активировал тахограф с помощью карты, и на непосредственного руководителя водителя. Размер административного штрафа, который может быть выписан водителю, варьируется в пределах от 1 тыс. рублей до 3 тыс. рублей. Размер штрафа, который может быть наложен на ответственное лицо, варьируется в пределах от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей.
Проверка тахографов
Учитывая тот факт, что тахограф представляет собой средство измерения, становится понятна необходимость осуществления его обязательной проверки. Проверяется данный регистрирующий прибор один раз в два года. Впрочем, если на транспортном средстве была произведена замена колес либо ремонт трансмиссии, то после каждой такой процедуры следует выполнить проверку тахографа.
Проверка тахографа выполняется исключительно в сертифицированных сервисных центрах. Проверка может быть осуществлена со снятием контрольных диаграмм, а также с перенастройкой коэффициента бортового регистрирующего прибора. Помимо прочего, по завершении проверки на руки выдаются документы, которые свидетельствуют о том, что прибор соответствует всем требованиям ЕСТР. Периодический осмотр прибора, выполнение регулярного осмотра датчика и пломб устройства содействуют повышению эффективности работы тахографа.
Разрешенные модели тахографов
На сегодняшний день устанавливать в транспортные средства можно только четыре модели тахографов. В частности, потребителям на выбор представляются следующие модели:
- «Касби DТ-20»;
- «Меркурий ТА-001»;
- «Штрих TaxoRus»;
- «ТЦА-02».
Транспортные средства, часто выезжающие заграницу, желательно оснащать импортными устройствами, такими, как, например, «EFAS-4», «Continental» и остальными. Нелишне отметить, что импортные приборы не имеют модуля глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. Однако, согласно действующему законодательству, он должен иметься в тахографе. Вследствие этого частные разъезды за территорию Российской Федерации априори предполагают установку на транспортном средстве обоих приборов – и отечественного (с модулем ГЛОНАСС), и импортного.
Преимущества использования тахографов
Использование бортового регистрирующего прибора позволяет:
- исключать поездки, которые не были санкционированы;
- контролировать пробег, скоростной режим и рабочие периоды;
- выполнять транспортировку пассажиров и грузов не только на территории Российской Федерации, но и на территории Европейского союза;
- соблюдать режим отдыха и рабочих периодов водителя;
- обеспечивать дополнительную безопасность дорожного движения;
- фиксировать нарушения водителем правил дорожного движения, превышение водителем скорости и т.д.;
- оптимизировать маршрут передвижения;
- осуществлять оптимизацию расписания движения.
6-06-2013, 00:09 | Дмитрий