Нередко причина дорожно-транспортного происшествия заключается в усталости водителя, который либо банальным образом засыпает за рулем, либо не в состоянии адекватно среагировать на проблемную ситуацию на дороге. Чтобы обеспечить безопасность водителя, других участников движения, перевозимого груза и пассажиров, транспортные средства в настоящее время оборудуются специальными устройствами – тахографами, которые призваны осуществлять контроль параметров транспортного средства и состояния водителя.
Тахограф: назначение и устройство
Тахограф является бортовым прибором, измеряющим не только такие параметры транспортного средства, как скорость передвижения и пробег, но и осуществляющим контроль рабочего времени и времени отдыха экипажа ТС. Контроль состояния водителя и его перемещения должен осуществляться для того, чтобы соблюдались требования ЕСТР. Представленные в настоящее время на рынке тахографы могут быть цифрового и аналогового типа.
В приказе Министерства транспорта России №36 от 13-го февраля текущего года имеются требования, предъявляемые к регистрирующим бортовым приборам – тахографам, которые устанавливаются на транспортное средство. Таким образом, приборы (тахографы), которые позволяют контролировать текущие рабочие параметры транспортного средства (например, обогрев салона) и состояние водителя, должны быть оснащены:
Режимы, в которых функционирует тахограф
Тахограф имеет четыре приведенных ниже режима функционирования.
Рабочий режим функционирования. Данный режим предназначен для вождения транспортного средства. В этом режиме прибор выполняет регистрацию параметров движения автомобиля, времени труда и отдыха водителя, сбоев, неисправностей и поломок, а также многих других событий. Включить рабочий режим функционирования можно с помощью карты водителя.
Режим контроля. Функционирование прибора в данном режиме позволяет выгрузить информацию, которая была собрана прибором в рабочем режиме эксплуатации. С помощью режима контроля осуществляется проверка деятельности водителя. Активируется данный режим с помощью карты контролера либо в специальных пунктах контроля, либо в местах остановки.
Режим корректировки. Функционирование прибора в данном режиме позволяет внести в него необходимые изменения. Включается режим корректировки с помощью карты мастерской.
Режим предприятия. Функционирование тахографа в данном режиме позволяет осуществлять полную проверку состояния транспортного средства и деятельности его экипажа. Говоря о проверке состояния транспортного средства, имеют в виду проверку скорости передвижения, расстояния, пробега и других параметров. Активируется данный режим с помощью карты предприятия.
История разработки и применения тахографов
Тахографы изначально стали использоваться в Европе. Непосредственное их применение связывают с бурным ростом грузовых автомобильных перевозок. И это легко объяснимо. Дело в том, что компании, занимающиеся транспортировкой пассажиров и грузов, захотели на вполне законных основаниях контролировать свой парк автомобилей и своих работников. Именно вследствие этого транспортные средства, которые отправляются в продолжительные рейсы на большие расстояния, было решено оснастить специальными устройствами, которые, во-первых, подключались к машине, во-вторых, не зависели от экипажа транспортного средства и в-третьих, имели возможность осуществлять регистрацию скорости передвижения, времени передвижения и пройденное расстояние.
Основой первых прототипов современных тахографов являлись часовые механизмы. С течением времени существенно изменились не только функции тахографа, но и его конструкция. Современный тахограф – это прибор, от которого в большой степени зависит безопасность дорожного движения. Ведь в современных условиях, отличающихся жесткой конкуренцией во всех сферах деятельности и, в частности, в сфере транспортных перевозок, необходимо создавать нормальные условия работы водителей. А в противном случае продолжительные рейсы на большие расстояния с минимальными периодами сна и отдыха не лучшим образом сказываются на здоровье водителя. Вследствие этого приходит усталость, из-за которой сильно притупляется реакция на дорожную ситуацию. Словом, водителю становится сложно адекватно реагировать в сложной ситуации, возникшей на дороге. Результатом всего этого становятся дорожно-транспортные происшествия, авария и автокатастрофы, последствия которых могут быть очень плачевными.
Тахографы и обязательность их установки
С 1-го апреля вступают в силу нормы, отраженные в КоАП (кодекс об административных правонарушениях). Данные нормы касаются обязательной установки регистрирующих приборов – тахографов – в транспортных средствах. Согласно данным нормам, тахограф должен быть установлен в каждом транспортном средстве, грузоподъемность которого превышает три с половиной тонны, и в каждом ТС, которое оборудовано 8 и более пассажирскими сидениями (т.е. кресло водителя не принимается в расчет) и которое совершает транспортировку пассажиров и грузов по маршрутам:
Тахограф является бортовым прибором, измеряющим не только такие параметры транспортного средства, как скорость передвижения и пробег, но и осуществляющим контроль рабочего времени и времени отдыха экипажа ТС. Контроль состояния водителя и его перемещения должен осуществляться для того, чтобы соблюдались требования ЕСТР. Представленные в настоящее время на рынке тахографы могут быть цифрового и аналогового типа.
В приказе Министерства транспорта России №36 от 13-го февраля текущего года имеются требования, предъявляемые к регистрирующим бортовым приборам – тахографам, которые устанавливаются на транспортное средство. Таким образом, приборы (тахографы), которые позволяют контролировать текущие рабочие параметры транспортного средства (например, обогрев салона) и состояние водителя, должны быть оснащены:
- картами тахографа;
- антеннами, которые позволяют принимать сигналы навигационной системы ГЛОНАСС и GPS;
- монтажными частями, предназначение которых заключается в соединении элементов прибора и его монтажа на транспортное средство;
- датчиками движения;
- антеннами, которые позволяют и принимать, и передавать сигналы GSM/GPRS (но это только в том случае, если в комплект бортового прибора входит модуль связи).
- устройства, которое обрабатывает собираемые с помощью датчиков данные;
- записанного на электронные носители программного обеспечения, которое предназначено для устройства, обрабатывающего данные.
- аутентификация;
- хранение информации с ограниченным доступом, которая создает электронную подпись и имеет возможность ее проверить;
- преобразование сигналов глобальной навигационной системы ГЛОНАСС в данные о местоположении транспортного средства и времени, которые имеют читаемую форму;
- регистрация и сохранение информации в том виде, который не поддается корректировке (хранение данных выполняется в памяти, которая полностью защищена от внешнего вмешательства).
- блоку памяти, осуществляющим хранение неподлежащих какой бы то ни было корректировке данные, которые не требуют выполнения регистрации;
- датчикам ускорения, установка или не установка которых лежит в компетенции организации-изготовителя прибора;
- считывающим устройствам (обычно тахограф имеет не менее двух таких устройств);
- устройству, которое предназначено для печатания запрашиваемой информации;
- средствам, с помощью которых обеспечиваются не только звуковые, но и визуальные предупреждения;
- разъемам, предназначенным для подключения антенны глобальной навигационной системы ГЛОНАСС;
- слотам, предназначенным для установки СИМ-карты;
- связному модулю, монтирующемуся по решению компании, занимающейся производством тахографа;
- разъемам, с помощью которых осуществляется загрузка данных, выгрузка данных и выполнение других сервисных функций;
- дисплею;
- разъемам, с помощью которых обеспечивается подключение антенны GSM/GPRS;
- клавиатуре, с помощью которой в прибор вводится необходимая информация;
- тревожной кнопке, расположенной на корпусе прибора (кнопка имеется только при наличии вмонтированного связного модуля);
- разъемам, с помощью которых осуществляется подключение бортовых устройств к транспортному средству.
- карта водителя, с помощью которой осуществляется аутентификация и идентификация водителя (на данной карте хранится информация о деятельности водителя – рабочих периодов, периодов отдыха и т.д.);
- карта контролера, с помощью которой выполняется аутентификация и идентификация органа, осуществляющего контроль деятельности водителя;
- карта мастерской, с помощью которой осуществляется аутентификация и идентификация того, кто является ее держателем;
- карта предприятия, с помощью которой осуществляется аутентификация и идентификация организаций (организация в данном случае является юридическим лицом (либо индивидуальным предпринимателем), осуществляющим эксплуатацию транспортного средства);
Режимы, в которых функционирует тахограф
Тахограф имеет четыре приведенных ниже режима функционирования.
Рабочий режим функционирования. Данный режим предназначен для вождения транспортного средства. В этом режиме прибор выполняет регистрацию параметров движения автомобиля, времени труда и отдыха водителя, сбоев, неисправностей и поломок, а также многих других событий. Включить рабочий режим функционирования можно с помощью карты водителя.
Режим контроля. Функционирование прибора в данном режиме позволяет выгрузить информацию, которая была собрана прибором в рабочем режиме эксплуатации. С помощью режима контроля осуществляется проверка деятельности водителя. Активируется данный режим с помощью карты контролера либо в специальных пунктах контроля, либо в местах остановки.
Режим корректировки. Функционирование прибора в данном режиме позволяет внести в него необходимые изменения. Включается режим корректировки с помощью карты мастерской.
Режим предприятия. Функционирование тахографа в данном режиме позволяет осуществлять полную проверку состояния транспортного средства и деятельности его экипажа. Говоря о проверке состояния транспортного средства, имеют в виду проверку скорости передвижения, расстояния, пробега и других параметров. Активируется данный режим с помощью карты предприятия.
История разработки и применения тахографов
Тахографы изначально стали использоваться в Европе. Непосредственное их применение связывают с бурным ростом грузовых автомобильных перевозок. И это легко объяснимо. Дело в том, что компании, занимающиеся транспортировкой пассажиров и грузов, захотели на вполне законных основаниях контролировать свой парк автомобилей и своих работников. Именно вследствие этого транспортные средства, которые отправляются в продолжительные рейсы на большие расстояния, было решено оснастить специальными устройствами, которые, во-первых, подключались к машине, во-вторых, не зависели от экипажа транспортного средства и в-третьих, имели возможность осуществлять регистрацию скорости передвижения, времени передвижения и пройденное расстояние.
Основой первых прототипов современных тахографов являлись часовые механизмы. С течением времени существенно изменились не только функции тахографа, но и его конструкция. Современный тахограф – это прибор, от которого в большой степени зависит безопасность дорожного движения. Ведь в современных условиях, отличающихся жесткой конкуренцией во всех сферах деятельности и, в частности, в сфере транспортных перевозок, необходимо создавать нормальные условия работы водителей. А в противном случае продолжительные рейсы на большие расстояния с минимальными периодами сна и отдыха не лучшим образом сказываются на здоровье водителя. Вследствие этого приходит усталость, из-за которой сильно притупляется реакция на дорожную ситуацию. Словом, водителю становится сложно адекватно реагировать в сложной ситуации, возникшей на дороге. Результатом всего этого становятся дорожно-транспортные происшествия, авария и автокатастрофы, последствия которых могут быть очень плачевными.
Тахографы и обязательность их установки
С 1-го апреля вступают в силу нормы, отраженные в КоАП (кодекс об административных правонарушениях). Данные нормы касаются обязательной установки регистрирующих приборов – тахографов – в транспортных средствах. Согласно данным нормам, тахограф должен быть установлен в каждом транспортном средстве, грузоподъемность которого превышает три с половиной тонны, и в каждом ТС, которое оборудовано 8 и более пассажирскими сидениями (т.е. кресло водителя не принимается в расчет) и которое совершает транспортировку пассажиров и грузов по маршрутам:
- категории N2 и N3;
- категории M2 и M3.
6-06-2013, 08:19 | Дмитрий Юлин