Слежение за автомобильным транспортом с помощью спутников является относительно новым направлением прикладного применения «космических» технологий. Развиваться данное направление стало примерно с конца 90-ых годов минувшего века. Первыми, кто озаботился спутниковым слежением за автотранспортом, стали, конечно же, американцы. Именно США, учитывая распространенность транспортировок грузов в этой стране и большие расстояния между населенными пунктами, стали первопроходцами в области создания первых система спутникового слежения за автомобильным транспортом.
Принцип работы устройств, осуществляющих слежение за автотранспортом, невзирая на использование космических технологий, достаточно прост. В транспортном средстве устанавливается специальный блок, который объединил в себе три модуля - модуль приемника сигнала спутника, модуль системы, осуществляющей передачу собранных данных в диспетчерский пункт, и анализирующий модуль.
Изначально устройства, осуществляющие спутниковое слежение за автомобильным транспортом, являлись, что называется, «оффлайновыми». Иными словами, функциональные возможности первых приборов ограничивались лишь обычной записью координат местоположения транспортного средства в память блока. Выгрузка записанных в память блока данных производилась лишь только после поездки. Следовательно, после поездки диспетчером выполнялся и анализ собранных, а затем выгруженных данных. Такими были устройства первого поколения. Спустя некоторое время были созданы блоки нового поколения, функциональные возможности которых уже не ограничивались обычной записью данных. Устройства нового поколения могли осуществлять передачу данных в режиме «онлайн». С появлением приборов нового поколения слежение за автомобильным транспортом с помощью спутника стало максимально удобным и, безусловно, оперативным.
Первые приборы и приборы нового поколения отличаются наличием у последних блока передачи данных. Иными словами, системы спутникового слежения нового поколения, обладающие функцией передачи координат в режиме реального времени, отличаются от первых приборов тем, что они имеют блок передачи данных. В первое время передача данных приборами нового поколения осуществлялась с помощью УКВ-радиосвязи. Однако с развитием мобильных технологий появились системы слежения, которые передают собранные данные с помощью сетей GSM и CDMA. Кроме того, со временем появились системы слежения за автотранспортом, которые передают координаты посредством таких спутниковых сетей связи, как Iridium, Globalstar и Inmarsat. Следует отметить, что системы слежения, которые передают данные через выше приведенные спутниковые сети связи, как правило, ввиду их высокой стоимости используются только в тех регионах, где покрытие мобильных сетей связи оставляет желать лучшего либо вовсе отсутствует.
Слежение за автомобильным транспортом осуществляется на основе использования сигналов, излучаемых спутниковой группировкой, которая отвечает за навигацию. В этом отношении безусловным лидером во всем мире является система GPS. Данная система с помощью спутниковой группировки покрывает всю планету. Следовательно, показатели позиционирования данной системы отличаются высокой точностью.
Относительно недавно на территории Российской Федерации началось внедрение отечественных систем спутникового слежения за автотранспортом. Базой для отечественных устройств слежения стала российская глобальная навигационная система ГЛОНАСС. К настоящему моменту отечественная система, которая, кстати, вовсю продвигается государственными органами теми или иными способами, полностью функционирует. Вместе с тем, несмотря на поддержку правительственных структур, российский аналог GPS в настоящее время уступает западному и по точности позиционирования, и по глобальности покрытия.
Вследствие внедрения отечественной глобальной системы позиционирования многим производителям, осуществляющим выпуск приборов для спутникового слежения за автомобилями, пришлось оснащать свое оборудование обоими сетями глобального позиционирования - и ГЛОНАСС, и GPS. Впрочем, рядовой потребитель от этого только выиграл, так как ему отныне предоставляется возможность максимально использовать преимущества, как западной системы, так и отечественного аналога.
Основой системы спутниковой навигации лежит центральный блок. Именно в этом блоке аккумулируется все информация о параметрах движения автомобиля. В частности, в данном блоке собирается информация, касающаяся координат транспортного средства и его скорости. Устройства первого поколения отличались громоздкостью и наличием буфера памяти, который обладал небольшим объемом. Вследствие этого первые приборы обладали лишь функцией записи данных о координатах автомобиля.
В комплектацию современных систем спутникового слежения за автотранспортом входит блок памяти, объем которого позволяет записывать не только координаты автомобиля, но и информацию о показателе скорости, о затратах горючего, о времени остановок, об открытии и закрытии дверей машины, о присутствии в транспортном средстве пассажиров и множество другой информации. Сбор данной информации выполняется с помощью датчиков, которые установлены в транспортном средстве и которые осуществляют контроль множества операций, происходящих в автомобиле.
Следует отметить, что в большинстве случаев системы спутникового слежения за автомобильным транспортом отличаются ударопрочностью. Таким образом, при попадании автомобиля даже в серьезное дорожно-транспортное происшествие блок не повреждается. В подавляющем большинстве случаев перед отправкой автомобиля в путь блок системы пломбируется, чтобы исключить возможность несанкционированного изменения собранной информации.
Спутниковое слежение за автотранспортом, обладая большим количеством преимуществ, в настоящее время получило весьма широкое распространение. Основное преимущество данных систем заключается в возможности мониторинга перемещения большого числа автомобилей. Данное обстоятельство имеет особо важное значение для организаций, которые специализируются на перевозках грузов и транспортировке пассажиров. Таким образом, компании, специализирующиеся на транспортировке пассажиров и перевозках грузов, получают возможность контролировать соблюдение водителем скоростного режима, следование транспортного средства строго по установленному маршруту. Словом, системы спутникового слежения - оптимальное решение для компаний, которые имеют большой служебный автомобильный парк.
Использование систем спутникового слежения обеспечивает установление точного местоположение транспортного средства и выявление случаев его несанкционированной эксплуатации. В частности, с помощью данных систем можно вскрыть случаи, когда недобросовестный водитель использует автомобиль, находящийся в собственности компании, в своих личных целях, например, зарабатывает частным извозом пассажиров. Нелишне отметить, что оборудование можно установить на автомобиль скрытно так, чтобы водитель и не подозревал о его наличии.
Стоимость систем спутникового слежения за автотранспортом различается в зависимости от функциональности того или иного оборудования. Самое дешевое и доступное с точки зрения стоимости устройство обладает минимумом функций. Такие оффлайн-устройства, которые имеют только один приемник сигнала (или западный GPS, или отечественный ГЛОНАСС) и которые способны записывать минимальное количество параметров, в сущности своей, практически ни чем не отличаются от систем спутникового слежения первого поколения.
Устройства, стоимость которых выше, способны работать в режиме реального времени. Приборы последнего поколения оборудованы и приемником сигналов GPS, и приемником сигнала ГЛОНАСС. Кроме того, они записывают массу параметров передвижения автомобиля, а потом осуществляют передачу собранной информации в диспетчерский пункт в онлайн-режиме. Зачастую такие приборы спутникового слежения оборудованы «тревожной кнопкой», которая в случае аварии или другого дорожно-транспортного происшествия, автоматически активируясь, посылает сигнал в диспетчерский пункт. Обладая множеством функций, спутниковые системы слежения отличаются компактностью и с успехом устанавливаются даже в легковых машинах, имеющих небольшие габариты. Стоимость такие приборов выше стоимости оффлайн-устройств.
Дороже всего стоят системы спутникового слежения, которые осуществляют передачу данных с помощью спутниковых системы связи. В данном случае устройство может стоить порядка нескольких тысяч долларов США. Кроме того, осуществление самой передачи информации - весьма дорогостоящее мероприятие. Вследствие этого такие системы используются и пользуются спросом только в Сибири, на Дальнем Востоке, в Африке и во множестве других регионов, где покрытие территории наземными мобильными сетями связи оставляет желать лучшего либо вовсе отсутствует.
Резюмируя все вышеизложенное, скажем, что выбор устройств, с помощью которых осуществляется спутниковое слежение за автотранспортом, достаточно обширен. Выбирая ту или иную систему, прежде всего, следует отталкиваться от тех целей и задач, которые планируется достичь и выполнить в процессе эксплуатации устройства. Помимо прочего, выбор конкретного устройства зависит и от того, в каком регионе и в каких условиях будет осуществляться его эксплуатирование.
Изначально устройства, осуществляющие спутниковое слежение за автомобильным транспортом, являлись, что называется, «оффлайновыми». Иными словами, функциональные возможности первых приборов ограничивались лишь обычной записью координат местоположения транспортного средства в память блока. Выгрузка записанных в память блока данных производилась лишь только после поездки. Следовательно, после поездки диспетчером выполнялся и анализ собранных, а затем выгруженных данных. Такими были устройства первого поколения. Спустя некоторое время были созданы блоки нового поколения, функциональные возможности которых уже не ограничивались обычной записью данных. Устройства нового поколения могли осуществлять передачу данных в режиме «онлайн». С появлением приборов нового поколения слежение за автомобильным транспортом с помощью спутника стало максимально удобным и, безусловно, оперативным.
Первые приборы и приборы нового поколения отличаются наличием у последних блока передачи данных. Иными словами, системы спутникового слежения нового поколения, обладающие функцией передачи координат в режиме реального времени, отличаются от первых приборов тем, что они имеют блок передачи данных. В первое время передача данных приборами нового поколения осуществлялась с помощью УКВ-радиосвязи. Однако с развитием мобильных технологий появились системы слежения, которые передают собранные данные с помощью сетей GSM и CDMA. Кроме того, со временем появились системы слежения за автотранспортом, которые передают координаты посредством таких спутниковых сетей связи, как Iridium, Globalstar и Inmarsat. Следует отметить, что системы слежения, которые передают данные через выше приведенные спутниковые сети связи, как правило, ввиду их высокой стоимости используются только в тех регионах, где покрытие мобильных сетей связи оставляет желать лучшего либо вовсе отсутствует.
Слежение за автомобильным транспортом осуществляется на основе использования сигналов, излучаемых спутниковой группировкой, которая отвечает за навигацию. В этом отношении безусловным лидером во всем мире является система GPS. Данная система с помощью спутниковой группировки покрывает всю планету. Следовательно, показатели позиционирования данной системы отличаются высокой точностью.
Относительно недавно на территории Российской Федерации началось внедрение отечественных систем спутникового слежения за автотранспортом. Базой для отечественных устройств слежения стала российская глобальная навигационная система ГЛОНАСС. К настоящему моменту отечественная система, которая, кстати, вовсю продвигается государственными органами теми или иными способами, полностью функционирует. Вместе с тем, несмотря на поддержку правительственных структур, российский аналог GPS в настоящее время уступает западному и по точности позиционирования, и по глобальности покрытия.
Вследствие внедрения отечественной глобальной системы позиционирования многим производителям, осуществляющим выпуск приборов для спутникового слежения за автомобилями, пришлось оснащать свое оборудование обоими сетями глобального позиционирования - и ГЛОНАСС, и GPS. Впрочем, рядовой потребитель от этого только выиграл, так как ему отныне предоставляется возможность максимально использовать преимущества, как западной системы, так и отечественного аналога.
Основой системы спутниковой навигации лежит центральный блок. Именно в этом блоке аккумулируется все информация о параметрах движения автомобиля. В частности, в данном блоке собирается информация, касающаяся координат транспортного средства и его скорости. Устройства первого поколения отличались громоздкостью и наличием буфера памяти, который обладал небольшим объемом. Вследствие этого первые приборы обладали лишь функцией записи данных о координатах автомобиля.
В комплектацию современных систем спутникового слежения за автотранспортом входит блок памяти, объем которого позволяет записывать не только координаты автомобиля, но и информацию о показателе скорости, о затратах горючего, о времени остановок, об открытии и закрытии дверей машины, о присутствии в транспортном средстве пассажиров и множество другой информации. Сбор данной информации выполняется с помощью датчиков, которые установлены в транспортном средстве и которые осуществляют контроль множества операций, происходящих в автомобиле.
Следует отметить, что в большинстве случаев системы спутникового слежения за автомобильным транспортом отличаются ударопрочностью. Таким образом, при попадании автомобиля даже в серьезное дорожно-транспортное происшествие блок не повреждается. В подавляющем большинстве случаев перед отправкой автомобиля в путь блок системы пломбируется, чтобы исключить возможность несанкционированного изменения собранной информации.
Спутниковое слежение за автотранспортом, обладая большим количеством преимуществ, в настоящее время получило весьма широкое распространение. Основное преимущество данных систем заключается в возможности мониторинга перемещения большого числа автомобилей. Данное обстоятельство имеет особо важное значение для организаций, которые специализируются на перевозках грузов и транспортировке пассажиров. Таким образом, компании, специализирующиеся на транспортировке пассажиров и перевозках грузов, получают возможность контролировать соблюдение водителем скоростного режима, следование транспортного средства строго по установленному маршруту. Словом, системы спутникового слежения - оптимальное решение для компаний, которые имеют большой служебный автомобильный парк.
Использование систем спутникового слежения обеспечивает установление точного местоположение транспортного средства и выявление случаев его несанкционированной эксплуатации. В частности, с помощью данных систем можно вскрыть случаи, когда недобросовестный водитель использует автомобиль, находящийся в собственности компании, в своих личных целях, например, зарабатывает частным извозом пассажиров. Нелишне отметить, что оборудование можно установить на автомобиль скрытно так, чтобы водитель и не подозревал о его наличии.
Стоимость систем спутникового слежения за автотранспортом различается в зависимости от функциональности того или иного оборудования. Самое дешевое и доступное с точки зрения стоимости устройство обладает минимумом функций. Такие оффлайн-устройства, которые имеют только один приемник сигнала (или западный GPS, или отечественный ГЛОНАСС) и которые способны записывать минимальное количество параметров, в сущности своей, практически ни чем не отличаются от систем спутникового слежения первого поколения.
Устройства, стоимость которых выше, способны работать в режиме реального времени. Приборы последнего поколения оборудованы и приемником сигналов GPS, и приемником сигнала ГЛОНАСС. Кроме того, они записывают массу параметров передвижения автомобиля, а потом осуществляют передачу собранной информации в диспетчерский пункт в онлайн-режиме. Зачастую такие приборы спутникового слежения оборудованы «тревожной кнопкой», которая в случае аварии или другого дорожно-транспортного происшествия, автоматически активируясь, посылает сигнал в диспетчерский пункт. Обладая множеством функций, спутниковые системы слежения отличаются компактностью и с успехом устанавливаются даже в легковых машинах, имеющих небольшие габариты. Стоимость такие приборов выше стоимости оффлайн-устройств.
Дороже всего стоят системы спутникового слежения, которые осуществляют передачу данных с помощью спутниковых системы связи. В данном случае устройство может стоить порядка нескольких тысяч долларов США. Кроме того, осуществление самой передачи информации - весьма дорогостоящее мероприятие. Вследствие этого такие системы используются и пользуются спросом только в Сибири, на Дальнем Востоке, в Африке и во множестве других регионов, где покрытие территории наземными мобильными сетями связи оставляет желать лучшего либо вовсе отсутствует.
Резюмируя все вышеизложенное, скажем, что выбор устройств, с помощью которых осуществляется спутниковое слежение за автотранспортом, достаточно обширен. Выбирая ту или иную систему, прежде всего, следует отталкиваться от тех целей и задач, которые планируется достичь и выполнить в процессе эксплуатации устройства. Помимо прочего, выбор конкретного устройства зависит и от того, в каком регионе и в каких условиях будет осуществляться его эксплуатирование.
24-06-2013, 07:29 | Дмитрий