Чтобы не доводить аккумулятор до сухого состояния, водители
доливают в него дистиллированную воду, но проблема в том, что плотность кислотного
раствора при этом понижается и никто не знает на сколько. При малом содержании
кислоты, вода кипит вместе с электролитом, со временем электролит теряет свою
рабочую плотность до критического состояния и не заряжается.
С механизмом поломки все понятно, появляется вопрос - как же
можно восстановить или хотя бы повысить плотность электролита. Именно этому
посвящена эта статья, в которой по этапам и шагам все будет описано, и вы
сможете самостоятельно восстановить автомобильный аккумулятор.
Для этого вам понадобится нехитрый инструмент, желание и руки.
Подготовка к повышению плотности
Для начала:
- при комнатной температуре 22°С замерьте плотность аккумулятора, будьте аккуратнее, не повредите себя кислотой. Электролит может брызнуть или испариться, поэтому оденьте очки и резиновые перчатки;
- также вам понадобятся некоторые знания химии. Когда вы работаете с электролитом, нужно кислоту добавлять в воду, если сделать наоборот, то начнется очень бурная реакция с выделением пара и тепла. Вам точно не захочется получить кислотные ожоги;
- нельзя переворачивать аккумулятор, слабые пластины могут осыпаться, и в итоге после подключения будет замыкание;
- обязательно приготовьте заранее две емкости, в первую сольете старый электролит, а во второй приготовите новый;
- рассчитайте правильное количество кислоты, т.к. после зарядки плотность аккумулятора значительно повысится;
- прежде чем использовать пластмассу для запайки, сначала проверьте ее на предмет стойкости к электролиту.
Далее мы приведем различные данные, они соответствуют только
кислотным аккумуляторам, не путайте их со щелочными, данные для щелочи будут
иные.
Инструмент для работы
Вам понадобятся:
- прибор для замера плотности жидкости, это ареометр;
- стаканчик с мерной шкалой;
- электролит;
- спринцовка или простая клизма;
- вода дистиллированная;
- пищевая сода в жидком виде;
- кислота аккумуляторная;
- дрель;
- паяльник.
Восстанавливаем плотность электролита
- Аккумулятор состоит из нескольких банок, в каждой из них залит электролит, поэтому проверять уровень плотности нужно в каждой банке отдельно. Эталонная плотность в банках - понятие растяжимое, оно зависит помимо всего, еще и от климата. Для юга этот показатель ниже, чем для северных районов, а диапазон таков - 1.25-1.29. Между банками не должно быть большой разницы, допустимо 0.1. Поэтому если после замера вы получили значение от 1.18 до 1.20, то самым оптимальным вариантом будет поднять уровень плотность до среднего 1.27.
- После замера берем спринцовку и с ее помощью выкачиваем раствор из каждой банки по отдельность. Извлечь нужно как можно больше старого электролита, а также необходимо замерять полученное количество.
- Теперь на основании полученных результатов нужно столько же залить свежего электролита.
- Закройте банки и хорошенько прокачайте аккумулятор, чтобы старый и новый электролит размешались.
- Теперь снова замеряйте плотность раствора электролита, необходимое значение вы уже знаете, если при замере плотность еще не достигла нужного значения, добавляйте электролит, примерно половину остатка. В общем, вам нужно добавлять до тех пор, пока не получится нужное значение.
- В конце всего добавьте дистиллированную воду.
Если плотность ниже 1.18
Бывает так, что плотность совсем упала и здесь простым
оживлением с помощью электролита нечем не поможешь. В этом случае используется
аккумуляторная кислота, она плотнее электролита. Все действия абсолютно те же,
что и с электролитом. Так же, как и в предыдущем случае, после добавления нужно
смешать и замерить плотность. Кислоту нужно добавлять до тех пор, пока уровень
плотности не придет в норму.
Как поднять минимальную плотность?
Если после замера вы видите мизерную плотность, которую
даже нет смысла поднимать, то нужно полностью слить весь электролит. Сперва
откачайте то, что сможете с помощью спринцовки, после этого закройте пробки
аккумуляторных банок. После этого аккуратно поместите аккумулятор на любой бок
и просверлите в каждом дне банки небольшие отверстия, достаточно сверла 3.0 мм.
Затем поставьте аккумулятор так, чтобы с него смог слиться оставшийся
электролит. Теперь можно открыть крышки банок и хорошенько пролить аккумулятор
дистиллированной водой. После проведенных действий просверленные отверстия
нужно запаять пластмассой устойчивой к кислоте, можно использовать кусочки от
пробок других аккумуляторов.
Сейчас вы можете заливать полностью новый электролит,
рекомендуется сделать его самостоятельно, чтобы он был немного большей
плотностью, чем эталонная. Как минус этого процесса с полной заменой нужно
отметить то, что срок эксплуатации аккумулятора снижается. Ну а с другой
стороны, если бы вы этого не сделали, то эта батарея и вовсе не работала бы,
так что вы ничего не теряете.