Условия испытаний
Многие знают о звездочках безопасности Euro NCAP. Как они присуждаются? European New Car Assessment Program – это независимые краш-тесты автомобилей. Первоначально возникла
идея протестировать модели разных автопроизводителей на столкновения в более
жестких условиях, чем принято стандартами. В тесты закладывались наиболее
типичные жизненные ситуации. Первоначально идею поддержали правительство
Голландии и Европейская комиссия. Затем подключились профильные министерства
Швеции, Великобритании, других стран, организации Alliance International de
Tourisme, ADAC, FIA, International Testing. Сегодня рейтинги Euro NCAP – самые авторитетные
в Европе и наиболее приближенные к реальности.
Приводим результаты краш-тестов популярнейших моделей начала
2000 годов. Основными испытаниями Euro NCAP являются:
Наезд на барьер (скорость 64 км/ч). Машина в
препятствие врезается не всем передом. Перекрытие со стороны водителя лишь 40%.
Это жизненная ситуация при большинстве аварий с фронтальным столкновением двух машин.
Антропометрические манекены, напичканные сверхсложным оборудованием, помогают
узнать силу воздействия удара.
Нагруженная тележка при скорости 48 км/ч врезается вбок
автомобиля в место, где находится бедро водителя.
Моделируется ситуация, когда авто при 40 км/ч наезжает на пешехода:
поочередно ребенка и взрослого (естественно, людей заменяют манекены). Определяется,
в какой степени передок машины (капот, бампер) травмируют голову, бедра, голени
пешеходов.
Краш-тесты
Audi A3 получила почетные четыре звездочки, благодаря включенным
в список стандартного оборудования боковым подушкам безопасности. Несущая
конструкция кузова показывает при фронтальном столкновении стабильность,
рулевая колонка сдвигается вверх и назад соответственно на 59 и 32 мм.
Алюминиевая балка в двери и боковая подушка безопасности хорошо защищают бок и
грудь водителя. Рулевой замок может стать причиной повреждения колена,
тазобедренных костей водителя. Бампер и панель передка представляют для
пешехода опасность выше средней.
Volkswagen Golf – достойные четыре звезды. Салон весьма хорошо
сохраняет свою первоначальную форму после аварии. Смещение передней стойки 30
мм, рулевой колонки 25 мм назад и 44 мм вверх, педали тормоза 174 мм назад и 4
мм вверх. Нагрузка на грудь переднего пассажира выше, чем у водителя. Обе
подушки безопасности срабатывают эффективно. Мягкая обшивка рулевой колонки все
же может не во всех случаях защитить колени и бедренные кости водителя. Решена
проблема с крепежом модели детского сиденья ISOFIX. Недостаточно безопасны для
пешеходов бампер и крышка капота.
Renault Megane – четыре звезды. При фронтальном столкновении
сидящие спереди защищены лучше всего. Салон хорошо сохраняет свою форму. Передняя
стойка сдвигается назад на 72 мм, рулевое колесо на 92 мм и педаль тормоза на
133 мм. Газ, выходящий из подушки безопасности водителя, частично попадает в
лицо сидящего рядом пассажира. Обшивка панелей пространства для ног достаточно
хороша, чтобы защитить колени. При боковом столкновении наибольшей опасности
подвергается грудная клетка водителя, но не в такой степени, чтобы требовалось
перечеркнуть одну звездочку. Передок Megane менее безопасен для пешехода, чем у
большинства других автомобилей данного класса.
Peugeot 306 суммарно отрядили три звезды. Люди внутри салона
более-менее защищены, модель не отличается очень плохими или хорошими результатами,
все средненько. Зато не повезет пешеходам при наезде. При большой силе удара
они получают серьезные травмы. За этот показатель начислена лишь 1 звезда
безопасности. Хотя передняя стойка сдвигается назад при столкновении на 173 мм,
деформации несущей конструкции незначительны. Защита грудной клетки и коленей водителя
при аварии недостаточна. При ударе вбок кузова, наоборот, защита достойная. Данный
факт удивителен, ведь в штатной конструкции нет сбоку подушек безопасности и
защитных брусьев в дверях.
Honda Civic – 2,5 звезды безопасности. Смещение передней стойки
назад совсем небольшое - 11 мм. Хороший показатель обеспечен за счет сильной
деформации верхнего переднего угла дверного проема. Смещение рулевой колонки
назад (100 мм) и вверх (59 мм) умеренное, но педаль тормоза сдвигается назад на
целых 252 мм и пространство для ног сильно деформируется. Следовательно, есть
опасность для стоп и костей пятки. При боковом ударе грудная клетка водителя
может получить повреждения.
Mitsubishi Lancer – полторы звезды. Большая вероятность
повреждения верхней части туловища водителя при боковом столкновении. Передняя
стойка сильно смещается назад (165 мм).
Несущая конструкция кузова сильно деформируется. Корпус пространства для ног отрывается
при сильном ударе от пола. Тормозная педаль сдвигается назад на 202 мм. Голове
водителя угрожает удар через подушку безопасности, колени также защищены
недостаточно. Сильное натяжение ремней безопасности опасно для грудной клетки
обоих сидящих спереди.
Suzuki Baleno – всего полторы звезды. К сожалению, подушка
безопасности (airbag)
для водителя в стандартное оборудование Baleno может и не входить (по крайней
мере, в Европе). По правилам Euro NCAP испытаниям подверглась самая «слабая» с
точки зрения безопасности модификация. Автомобили с подушкой в комплекте более
безопасны. Результаты краш-тестов: возможность тяжелого повреждения головы
водителя очевидна. Передняя стойка перемещается назад на 126 миллиметров. Пол
автомобиля, пространство для ног и порог могут разорваться в месте соединения.
Колени водителя могут получить серьезные повреждения. Так же и ступни, так как
педаль тормоза, сдвигается на 100 мм вверх и на целых 364 мм назад. При боковом
столкновении вероятность повреждения грудной клетки водителя очень высока.