Затяжка болта с усилием крутящего
момента
Раньше болты головки блока цилиндров затягивались с точно определённым крутящим моментом за несколько этапов в зоне эластичного растяжения материала болта. Хорошо известны недостатки затяжки с усилием крутящего момента:
-
При приложении крутящего момента возникают колебания силы предварительной затяжки, составляющие ± 20 %, вследствие различных моментов силы трения на головке болта и на резьбе. Добиться равномерного распределения прижатия по всему уплотняемому сочленению, используя этот метод, было невозможно.
-
В результате холодностатических процессов усадки прокладок из мягких материалов после установки (влечёт потери усилия предварительной затяжки), да и дальнейшего уменьшения усилия при работе двигателя приходилось по истечении определенного периода эксплуатации двигателя производить дозатяжку болтов. Но и дозатяжка вовсе не устраняла разброс сил, создаваемых болтами.
Затяжка болтов с крутящим моментом и
углом поворота
Применяется
для нового поколения двигателей. При этом новом методе болт ГБЦ не только
получает эластичное растяжение, но и пластичное удлинение. А это даёт
существенные преимущества по сравнению с затяжкой болтов с усилием крутящего
момента.
Описание
комбинированного метода: при осуществлении метода затяжки с усилием крутящего
момента и углом поворота болт на первом этапе затягивается с чётко определенным
низким крутящим моментом в эластичной зоне характеристической кривой болта.
После
затяжки с усилием крутящего момента далее болт завинчивается на определённый
угол поворота. Материал, из которого изготовлен болт, при этом подвергается
пластичной деформации, выходящей за предел текучести (он характеризует переход
от эластичной к пластичной зоне).
Преимущества затяжки болтов с
усилием угла поворота
Монтаж
болтов ГБЦ по этому методу в сочетании с новыми модификациями болтов
существенно уменьшает зону разброса сил предварительной затяжки. Приложение
усилий угла поворота преобразуется не в большую силу предварительной затяжки, а
только в пластичное удлинение болта. Благодаря этому достигается равномерно
высокий уровень усилий затяжки всех болтов ГБЦ. Это очень важное преимущество
для герметичности всего соединения.
Дозатяжка болтов головки блока цилиндров не требуется. Прокладки с металлическими прослойками только способствуют этому, поскольку в этом случае возникают лишь небольшие величины усадки. Те колебания сил затяжки, которые всё ещё остаются, объясняются габаритными допусками при изготовлении болтов и допусками по прочности материала. Плюсы современных методик:
-
Равномерно высокий уровень усилия на всех болтах.
-
Надёжно функционирующее уплотнительное соединение.
-
Экономия расходов.
Очерёдность затяжки
Болты головки блока цилиндров следует затягивать согласно точно заданной очерёдности по инструкции изготовителя. Очерёдность, а также моменты и углы затяжки указываются изготовителями двигателей и прокладок, они точно соответствуют конструкции конкретных двигателей. Затяжка болтов производится за несколько этапов, причём отдельные шаги могут выглядеть, например, следующим образом:
- 1-й этап: 20 Nm (т.е. болты следует затянуть с крутящим моментом затяжки 20 Nm).
- 2-й этап: 60 Nm (крутящий момент затяжки 60 Nm).
- 3-й этап: 90° (болты следует дотянуть с углом затяжки 90°).
- 4-й этап: 90° (болты ещё раз затянуть с углом затяжки 90°).
В основе
очерёдности затяжки болтов лежит следующая закономерность: отдельные этапы при
затяжке болтов всегда начинаются в середине двигателя (например, между
цилиндром 2 и цилиндром 3) и продолжаются спиралеобразно или крестообразно в
обе стороны к наружным болтам, удаляясь от цилиндра 1 и цилиндра 4.
За счёт
этого обеспечивается оптимальная стяжка головки цилиндров через прокладку с
блоком цилиндров. Если же инструкции не будут соблюдены, то произойдут
нежелательные перетяжки и перекосы узлов двигателя. Следствие: нарушение
герметичности сочленения «ГБЦ - прокладка - блок».
Условия надёжного монтажа болтов ГБЦ
Только
новые болты ГБЦ обладают 100-процентной надёжностью. Новое поколение
автомобильных двигателей имеет улучшенную концепцию герметизации, отвечающую
конструкции мотора. Функция болтов играет при этом значимую роль.
Болты ГБЦ
благодаря новому методу затяжки с усилием крутящего момента и учётом угла
поворота, а также за счёт современных конструкций двигателей (например, пары
алюминий-алюминий), способны пластично удлиняться на несколько миллиметров по
сравнению со своим первоначальным состоянием.
Наряду с изменением прочностных свойств и растяжимости материала болтов, с удлинением болта связано также уменьшение его поперечника. При повторном использовании этого болта возникает опасность того, что уменьшенное сечение не сможет справиться с усилием, прилагаемым к болту. В результате болт может разорваться. Исследования показали: у болта типа М10 средней прочности 10.9 нагружаемость может снизиться на 10-15%, если сужение диаметра составит всего только 0,3 мм. Это означает, что прокладка будет прижиматься с недостаточной силой. Через непродолжительный период она потеряет герметичность. Помня об этом, для технически правильного ремонта сочленения «ГВЦ - прокладка - блок» следует всегда руководствоваться указаниями изготовителей двигателей и прокладок:
-
Использовать всегда только новые болты головки блока цилиндров и новые прокладки.
-
Соблюдать крутящие моменты затяжки и углы поворота.
-
Соблюдать очерёдность затяжки.
-
Использовать недеформированные, очищенные узлы и детали двигателя.
-
Монтаж должен производить только обученный персонал.
-
Использовать только качественный инструмент.
Только при
соблюдении этих указаний можно обеспечить оптимальную затяжку и функционирующее
герметичное соединение. Болты, которые уже были в употреблении и пластично
удлинились, ни в коем случае нельзя использовать повторно. Этим предотвращаются
возможные поломки на долгую перспективу, такие как разгерметизация и связанные
с этим расходы на ремонт.