Мощность немецкого автопрома, роскошь итальянского, практичность французского, эксклюзивность британского - все это, то, что мы привыкли слышать о европейских автоконцернах. На этом фоне речь об испанских авто заходит очень редко.
Рождение «SEAT»
Между тем, ломая представления многих несведущих
в этом вопросе людей, стоит заметить, что испанский автопром насчитывает уже
более чем столетнюю историю. Старейшие компании - Абадаль, Элизальда и Испано-Сюиза, первые две, к сожалению, давно не существует, третья только планирует
свое возрождение.
Тем не менее, рождаются и новые бренды, так в
конце 20 столетия родилась компания, специализирующаяся на производстве
спорткаров - Трамонтана. Таким образом, видно, что испанский автопром, довольно
пестрый сам по себе, однако, есть во всем этом ряду автомобиль, который
считается национальным достоянием страны.
Стабильно развивающийся продукт испанского
автомобилестроения - компания СЕАТ. СЕАТ - аббревиатура которого, в переводе с
испанского означает - Испанское сообщество легковых автомобилей? был
учрежден в 1950 г.
Создателями ее были национальный институт промышленности Испании, обладающий
51% акций новообразованного концерна, шесть испанских банков - с правом
42%, и компания Фиат, с ее 7%, которая на испанский рынок выбралась еще в
далеком 1919 г.,
общий капитал компании составлял около 3,5 миллионов евро.
К середине
20 века испанцы страдали от дефицита авто на отечественных рынках, на одну
тысячу жителей приходилось в среднем 3 автомобиля. Завод, который начал
функционировать недалеко от Барселоны, спустил свое первое детище с конвейера
в ноябре 1953 г.
Им стал СЕАТ 1400, который в действительности был ребрендированным образцом
Фиат 1400? представленным на женевском автосалоне еще в 1950 г. К моменту выпуска
первого авто на заводе работало чуть более 900 сотрудников, а производственные
мощности позволяли собирать 5 автомобилей в день. Это привело к накоплению
заказов, в связи со спросом, который превысил все ожидания компании.
Развитие и рост SEAT
В 1956
г СЕАТ вышел на исторический максимум, выпустив в свет
10000 автомобилей за год, таким образом, можно констатировать, что ежедневно на
заводе с конвейера сходило более 40 авто. Такой успех сподвиг руководство
концерна на новые свершения.
В 1957
г СЕАТ расширяет модельный ряд, запуская в производство
СЕАТ 600, авто, предназначенное для зарождающегося среднего класса Испании. Практичный
и экономичный СЕАТ 600 стал иконой автопрома пиренейской страны и символом
успеха экономики страны в 60-70-ее гг. В 1963 г первая модель СЕАТ1400 сменяется
СЕАТ1500? базой для которого стал Фиат 1800. Новый автомобиль принадлежал скорее
к когорте люксовых авто, его производство датируется 1963-1972 гг. Дела СЕАТ
продолжали уверенный восход в гору, в связи с чем в 1964 г головной офис
концерна открывается в Мадриде. В 1965 г начинаются первые экспортные поставки, пунктом назначения стала Колумбия.
С целью долгосрочной перспективы в Мартореле в 1971
г начинается строительство Технично
научно-исследовательского центра СЕАТ, который должен начать работу над
разработкой автомобиля индивидуальной сборки, без компонентов Фиат. Возведен он
был к 1975 г.
С 1970-х годов начинается и развитие сегмента спорткаров СЕАТ. С 1972 г испанские пилоты
участвуют во многих международных раллийных автогонках, что привело к появлению целого отделения компании - СЕАТ спорт. К 1974 г автоконцерн достиг
гроссмейстерской отметки - было выпущено 2-х миллионное авто. Продажи
перевалили за 1 млрд. долларов, а сама компания занимает 8-е место среди
европейских автогигантов.
Однако, к концу 70-х концерн начинает
сталкиваться с первыми серьезными трудностями, встретив жесткую конкуренцию
американских авто, пришедших в это время на испанский рынок в небывалых до того
объемах.
В этих условиях, в 1981 г., Фиат продает
свою долю в СЕАТ правительству Испании, с этого момента компания идет в
свободное плавание, занимаясь разработкой авто полностью самостоятельно. Это
привело к разработке автомобилей СЕАТ Ибица, Малага, Марбелья.
Эра
Фольксвагена
Следующий год стал началом новой эры для
компании. СЕАТ подписывает соглашение о промышленном сотрудничестве с немецким
Фольксвагеном. К 1990 г
доля автогиганта из Германии в компании составляет 99,9%. А за предыдущее
10-летие компания ввела множество новинок. Появились СЕАТ Малага, седан,
возглавляющий модельный ряд испанцев в 80-х годах, СЕАТ Марбелья,
предназначенный для сегмента молодежи, СЕАТ Ронда и еще целый ряд спортивных
новинок.
Начало 90-х знаменуется презентацией первого
автомобиля, разработанного при участии фольксваген, им стал СЕАТ Толедо. 1992 г стал знаковым для
компании и придал новый импульс развитию, в связи с проведением олимпийских
игр в Барселоне в 1992 ги широкой популяризацией бренда, после того, как компания предоставила свои
авто для перевозки спортсменов. После такого успешного хода в 1993 г открывается новый
завод в Мартореле и сразу же презентуются две новинки - СЕАТ Ибица и СЕАТ
Кордоба. Еще через два года, при участии принца испанского, с конвейера сходит
10-миллионный автомобиль СЕАТ, что стало новой планкой для компании.
90-е годы в целом ознаменовались стабильным
развитием компании. Ибица продолжала завоевывать сердца автолюбителей,
параллельно были представлены новые марки - Леон, Ароса, Ибица кит, новая
Кордоба и др. 50-летний юбилей компании знаменуется показом на Женевском
автосалоне концепт-кара Сальса. Этот как функционально, так и эстетически
совершенный автомобиль, стал заявкой на успешно будущее компании в
предстоящие годы.
Кризис SEAT и
выход из пике
Новый СЕАТ Альтеа, на разработку которого было
потрачено 580 млн. евро, взорвал европейский рынок авто, а случилось это в 2003 г.
Успешное развитие компании было поставлено
под угрозу в связи с началом экономического кризиса. Испанский производитель
стал нести тяжелые потери, предприятия его сделались убыточными. Несмотря на
постоянное обновление модельного ряда, долгие годы СЕАТ испытывал стагнацию,
увольнения и сокращения расходов.
Однако минувшие пару лет свидетельствуют о
преодолении черной полосы, за 2011
г рост продаж составил 3,5%, спрос на СЕАТ на
внутреннем рынке был компенсирован ростом продаж в Германию и во Францию,
также вновь начался и кадровый прирост компании. Все это говорит о том, что
тяжелые времена экономического кризиса компания оставила далеко позади.