Какая бы ни была причина появления грыжи, нельзя этого просто
так пропускать, обязательно займитесь ее устранением. Даже если вздутие небольшое, то спустя десяток километров оно может увеличиться, кроме того, любое
вздутие шины - это серьезная поломка, и как любую поломку ее нужно устранять без
промедлений. Стоит только напомнить, что грыжа имеет свойство лопаться на
скорости и на поворотах, и этим все сказано.
В этой статье речь пойдет о том, как не допустить появления
вздутия на шине, а также о том, что нужно делать, если все-таки она уже
появилась.
Причины появления
шинной грыжи
Если брать на примере новых покрышек, то грыжа появляется по
причине того, что колесо попадает в приличную ямку, а скорость тут уже роли не
играет, она может большая или маленькая. Проблема в качестве покрышки и в
размере ямки. Также она может возникнуть, если на колесе сбоку образовался
незаметный порез, иногда причиной становится постоянная парковка в одном месте
и протирание шины по одной стороне, например, о бордюр. Для полного понимания,
почему появляется грыжа, нужно знать, как устроена шина, и что происходит
внутри шины, когда образуется вздутие.
Шина многослойная, помимо резины там есть боковой каркас из
текстильной прочной нити. Начнем со второго слоя - текстиль, он располагается по
боковой части всей шины, состоит этот слой из волокон крепкой текстильной нити
— полиэстера. Такой слой составляет внутренний корд, сделан он для того, чтобы
поддерживать ровность формы шины сбоку, ну и соответственно всей шины.
Текстильный слой вплавлен посреди двух слоев резины, рассмотреть слой
текстильного корда невозможно даже изнутри.
Если автомобиль на большой скорости влетает в яму, то
покрышка испытывает такую нагрузку, что зачастую она просто сжимается до
касания с диском. Естественно, из-за такого удара деформируется резина, а
вместе с ней и волокна текстиля. Также стоит знать, что несмотря на то, что
резина кажется твердой, она очень эластичная, именно поэтому из места где
порваны волокна, давление выпячивает резину, которая и является грыжей.
Что же может произойти при дальнейшей эксплуатации
покрышки с грыжей. Когда автомобиль двигается, то покрышка постоянно испытывает
давление и изменения формы, плюс к этому резина нагревается, а значит и
давление в покрышке значительно возрастает. Внутренний текстильный корд при
этом принимает на себя основную часть нагрузки. Такая ситуация может
закончиться весьма трагически, дело в том, что на большой грыжевой пузырь может
лопнуть в любой момент. При этом диаметр разрыва будет таким большим, что
колесо спустит мгновенно.
Вот несколько ситуаций, при которых шина с грыжей может лопнуть:
- при весовой нагрузке на автомобиль;
- на большой скорости авто;
- из-за попадания в яму;
- в случае резкого торможения;
- при поездке по плохой дороге.
Есть немало случаев, а некоторые ситуации со многими
происходили в жизни, когда лопалась даже очень маленькая грыжа на небольшой
скорости автомобиля. Нередко такая поломка на большой скорости приводила к
тяжелейшим катастрофам на загруженных трассах. Это все говорится к тому, чтобы
вы ни в коем случае не смотрели на грыжу в шине, как на смешной пузырек, это
опасный и коварный враг, который нанесет удар в самый неожиданный момент. Ни
один производитель не порекомендует ездить на покрышках своего производства,
хотя бы при малейшем намеке на грыжу.
Возникает резонный вопрос, если появилась небольшая грыжа, а покрышки новенькие, выкидывать жаль, то можно ли как-то отремонтировать ее? Во многих шинных мастерских такая услуга есть, но вот насколько это приемлемо? Здесь есть три сомнительных момента.
- Разорванные текстильные нити корда невозможно починить, т.е. о цельности корда речи уже не идет, а значит и прочность его под сомнением. Все, что делают в шиномонтаже, так это на место грыжи наклеивают плотную латку, иногда она сделана с такими же текстильными волокнами, но нередко вставляют простой кусок резины. Хотя тут уже неважно резина это будет или армированная латка, прочности покрышке это не добавляет и оригинальной шина не становится. Такой способ может выручить вас, если вы поймали грыжи в пути и вам нужно добраться до дома, но не более.
- Не забывайте, что приклеив внутрь шины кусок резины, вы внесли изменения в вес покрышки и в его геометрию. При этом вам обязательно нужно сделать отдельно балансировку, но даже самая прочная заплатка будет указывать на то место, где есть грыжа.
- Теперь посмотрите на цены. Она для такой работы доходит до 2500 рублей, ведь это половина цены хорошей новой шины, но вы вместо этого делаете за такую сумму колесо, которое далеко от идеала, и надеяться на такое колесо все равно нельзя. Дело в том, что плотность и балансировка у такой покрышки утеряна навсегда, вполне возможно, что она будет бить, даже если произвести балансировку. В итоге это скажется на скорейшем износе всей ходовой части: амортизаторов, шаровых опор, ступичных подшипников, рычагов подвески и прочих не дешевых частей. Также стоит помнить, что такое биение будет воздействовать на части рулевого управления, это рейка и тяги. Вот и посчитайте - замена почти всей подвески и рулевых частей, это выйдет в копейку даже для обладателя отечественного авто, уже не говоря об иномарке.
Но жизнь на деньги не посчитается, ведь безопасное и
уверенное вождение ремонтом колеса с грыжей вы все равно не приобретаете.
Колесо поддается постоянному нагреву и деформации, в итоге и заплатка будет
испытывать все эти воздействия, в итоге она просто отслоится однажды.
Практикуется также установка камеры в поврежденную покрышку,
однако тут преимуществом никак не пахнет. Сама по себе камера уже дисбаланс,
кроме того во время движения камера трется о шину и в итоге покрышка еще
сильнее нагревается. Ну и самое главное, это абсолютно не дает никаких плюсов,
что с покрышкой, что без нее, шина с грыжей лопнет одинаково, т.к.
упрочняющих корд текстильных волокон нет.
Еще один невероятно трудоемкий метод. Грыжевое вздутие
сначала прошивают текстильными нитками, а потом поверху это место вулканизируют
резиной, чего только не придумают. Данный метод также практически бесполезен,
потому что внутреннюю целостность текстильного корда он не восстанавливает, а
новые нанесенные сверху волокна и залитые резиной не дают даже половину
прочности от нового корда. Плюс к этому стоит снова напомнить о нарушении
баланса и плотности покрышки.
Собственно, опровержение этих методов дает четкий ответ, что
отремонтировать шину с грыжей просто невозможно, все попытки будут лишь
поверхностной имитацией, чтобы убрать пузырь. Чтобы поступить по-умному и
обезопасить себя, единственный верный метод - выбросить покрышку с грыжей,
пусть она будет даже почти новой. Таким образом, вы обезопасите себя и тех, кто
будет двигаться с вами рядом по трассе. Правда вам придется заплатить за это,
но так ведь и ремонты стоят денег, однако они бесполезны и опасны, в отличие от
покупки новой шины.
Полезные советы
Это полезные советы о том, как правильно поступить с грыжей на шине:
- если вы находитесь в пути и на колесе появилась грыжа, но у вас нет запаски и нужно по любому двигаться, то сбросьте скорость и езжайте аккуратно. На высокой скорости вы подвергаете себя опасности, и покрышка может лопнуть намного быстрее;
- также стоит время от времени поглядывать на состояние вздутости, если грыжа небольшого размера, то она не будет заметно влиять на балансировку. Опасность в том, что маленькая грыжа очень быстро становится большой и если это происходит на скорости, то скорее всего, она лопнет. Сами понимаете, если авто двигается со скоростью 100 км/ч и лопается колесо, то может быть трагедия. Смотреть нужно, потому что иной раз увеличение грыжи происходит постепенно;
- немного станет легче, если с ведущего переднего колеса покрышку с грыжей переставить назад, опасность при разрыве, конечно, остается, но по крайней мере передние управляющие колеса у вас целы будут.