Ульяновский автомобильный завод – это российская компания по производству легковых и грузовых автомобилей.
Начало истории
В мае 1941 года, когда война приблизилась к границе
Москвы, Государственным комитетом обороны СССР
было принято решение об эвакуации основных заводов в Сибирь и на Урал. Транспортировка продолжалась в течение дух месяцев и
начато производство в двух местах.
Автомобильный завод УАЗ был основан в 1942 году
на основе эвакуированной части оборудования московского завода ЗИЛ. В феврале того же года был собран первый автомобиль.
Весной 1943 года главный конструктор завода
получил задачу изобрести новый грузовик с дизельным двигателем. На 22 июня 1943 было
принято решение о строительстве нового транспортного завода на площади около
2000 гектаров земли за рекой Свияга. В 1943 году
производство уже достигло 4000 единиц. В начале
весны 1944 года вся команда конструкторов переехала на новое место. Компания получила новое название – Ульяновский завод имени
Сталина. Осенью 1944 грузовик собственной
конструкции с дизельным двигателем был введен в эксплуатацию. Официально 1944
год считается датой учреждения, когда компания получила знак "Завод".
В 1945 году производство легковых автомобилей
КИМ-10-50 было перенесено на Ульяновский автозавод.
Послевоенные годы
26 октября 1947 год был выпущен первый
автомобиль серии легендарного грузовика ГАЗ-АА. С 1947 года и до
наших дней компания не изменила свое название – УАЗ (Ульяновский автомобильный завод).
После второй мировой войны было начато
производство знаменитой модели УАЗ, основанной на ГАЗ-69.
В 1950 году был выпущен новый автомобиль с
низким весом УАЗ-300 с двигателем от модели ГАЗ М20 Победа. Он имел коробку
передач 4 класса. Однако этот автомобиль не был
реализован в дальнейшем производстве.
Летом 1955 года министр автомобильной
промышленности СССР приказал Ульяновскому автозаводу отвечать за производство
автомобилей ГАЗ 69, ГАЗ 69А и прицепов ГАЗ-704. Транспортные средства,
конструктором которых был инженерный гений Вассерман, производились в 1953 году
на Горьковском автомобильном заводе. Первый автомобиль-вездеход УАЗ был
изготовлен из частей, поставляемых ГАЗом.
С 1956 года УАЗ начал экспортировать эти транспортные
средства по всему миру. В 1959 году удалось найти транспортные средства ГАЗ 69 или
УАЗ 69 в 22 странах. Производство автомобилей ГАЗ
69 продолжалось в компании до 1972 года.
В 1958 году компания УАЗ начала выпуск
собственных полноприводных автомобилей, среди которых были: УАЗ малотоннажные
450D, автомобили скорой помощи УАЗ 450A и УАЗ 451 с задним ведущим мостом. Это были
транспортные средства "микроавтобус" с телом круглой формы, с
включенным ветровым стеклом, предоставляющим хороший вид из автомобиля. Благодаря приводу на все колеса и хорошие ходовые качества
автомобилю на то время не было конкурентов.
В 1965
году УАЗ расширил свой модельный ряд моделями УАЗ 452A и УАЗ 451Д.
После шести лет работы над новой версией, в
1972 году, был официально представлен новый автомобиль УАЗ 469. 1972 год стал годом
серийного производства внедорожников УАЗ-469 и УАЗ-469 Б.
В 1974 УАЗ 469 поднялся на вершину горы Эльбрус
до 4000 м над уровнем моря за 25 минут. Это представление повторялось до конца 1990-х
годов группой испытателей.
В 1983 году группа конструкторов УАЗ изобрела
новую модель плавающего автомобиля Амфибия под маркой УАЗ 3907
"Ягуар". Это уникальное водоплавающее транспортное средство могло
преодолевать расстояние в 10 км за час в воде и до 100 км в час на берегу,
благодаря оснащению специальными гребными винтами. В автомобиле могло
разместиться армейское подразделение в количестве семи человек. Машины успешно
прошли испытания в сложных климатических условиях Арктики, Памира и
Астраханской жары. К сожалению, данная модель не была
принята к серийному производству. Команда его конструкторов
была удостоена и получила специальную премию за технические решения.
В годы политической и экономической
стабильности развития социалистической России, автомобили марки УАЗ широко
использовались для нужд Советской армии и армий стран Варшавского договора. Эти
автомобили отличались надежными и низкими эксплуатационными качествами внедорожников,
которые использовались в горных условиях и на сложных дорогах. После распада
Советского Союза и социалистической системы заводу пришлось пережить трудные
времена. И все же УАЗ вышел из кризиса, и
постепенно производство автомобилей начало расти.
2000-е
годы
В августе 2005 года началось производство
принципиально нового внедорожника УАЗ Patriot, который способен конкурировать со
многими зарубежными автомобилями того же класса. В настоящее время
завод работает над новыми модификациями "Патриот" и улучшением
качества сборки указанных внедорожников.
В 2011 году компания УАЗ отпраздновала 60-летие
со дня своего основания.
Интересные факты
- В январе 1961 УАЗ подготовил новую
модификацию грузовика с надстройкой.
В 1970-е годы автомобиль УАЗ –469 экспортировался на все континенты, кроме Австралии. Автомобили можно было увидеть в 70-ти странах мира.
- В сентябре 2001 года УАЗ-31622 был награжден
золотой медалью на седьмой Московской промышленной выставке-ярмарке.
В марте 2003 года была начата сборка автомобилей УАЗ во Вьетнаме.
Simbir УАЗ с двигателем ЗМЗ-409 был представлен на международной выставке в Шанхае в апреле этого же года.
Команда ОАО УАЗ была двенадцатикратным чемпионом, а также обладателем кубка СССР и России по автокроссу.