ЗИЛ-111
К 1959 новый
символ власти был готов. Им стал ЗИЛ-111, пришедший заменить ЗИМ-110. Внешне
111-й был весьма похож на Паккард-кариббиен, а по габаритам совпадал с ЗИС-110.
Но внутри автомобиль стал другим. Были заменены или спроектированы заново практически
все системы. Установили новый V образный 8-цилиндровый двигатель, автоматическая
гидромеханическая трансмиссия, гидроусилитель руля. Гидравлические стеклоподъемники
были заменены на электрические. Впервые стал использоваться кондиционер.
Наиболее солидным
выглядит ЗИЛ-111 с кузовом "лимузин". Уже при Брежневе для модели спроектировали
бездисковые колеса. С 1962 года выпускался ЗИЛ-111Г с измененной внешностью и отделкой
салона. Естественно, внутреннее убранство и технические параметры остались на высочайшем
для советской эпохи уровне. Машина стала смотреться значительно современнее.
ЗИЛ-114
Но конструкторская
мысль продолжала бурлить. Особенно под влиянием желаний сильных мира сего. В
1967 выпустили ЗИЛ-114. Автомобиль полностью изменился. Конструкторы применили X образную раму из лонжеронов с объемным
сечением, обладающую повышенной жесткостью на удары и кручение. Обновили мотор:
6-литровый агрегат выдает 300 лошадиных сил! Управление облегчили гидроусилителем
и принципиально отличающейся гидравлической автоматической трансмиссией. В стремлении
улучшить комфорт увеличили длину лимузина до 6,3 метров. При этом водительское место
получилось тесным. Пришлось даже применить откидывающийся руль, иначе водитель не
влезал за баранку.
Зато сколько
простора сзади! В пассажирском салоне установлена эффективная установка микроклимата,
заднее сиденье на два места имеет регулирови положения и жесткости для каждого места,
отличная звукоизоляция. Стекла в машине установлены атермальные - они не запотевают,
не пропускают тепло, даже на солнце салон не нагревается. Конструкция подвески обладает
интересной особенностью - она имеет систему горизонтальной стабилизации. Проще говоря,
во время торможения автомобиль не клюет носом, а при разгоне не задирает его вверх.
Все тормоза дисковые, вентилируемые, с тремя усилителями. Один основной, с приводом
от педали тормоза, два других стоят в независимых контурах передних и задних колес.
Оригинальным был дизайн дверей - они скрадывали настоящую толщину стекол на бронированных
экземплярах (а это почти 5 сантиметров).
Интересной особенностью
этой машины является дублирование многих систем – например, аккумулятора стояло
два. Имелась резервная система тормозов, бензопроводов. К сожалению, подробности
конструкции никогда не описывались - государственная тайна! Но известно, что в случае
непредвиденных ситуаций, лимузин может уходить от опасности не только по асфальту,
а и по очень плохим дорогам без потери скорости - подвеска может выдержать удары
огромной силы. А по маневренности семитонная махина превосходит всех своих одноклассников
– Мерседесы, Ролс-Ройсы и Линкольн-Президенты.
ЗИЛ-41047
В 1979 году
ЗИЛ-114 претерпел модернизацию - изменился дизайн кузова, уменьшилось количество
хромированных деталей, изменилась форма фар. Другой стала решетка радиатора и задние
блоки сигналов. Был усовершенствован кондиционер салона, улучшена звукоизоляция.
Стал устанавливаться новый 450 сильный двигатель. Машина получила законченный монументальный
вид и новое название ЗИЛ-41047. До сих пор специалисты дизайнеры называют ее самым
красивым автомобилем столетия. Существует укороченный вариант этой машины. Ходит
легенда, что своим рождением она обязана Брежневу.
ЗИЛ-41041
Брежнев в Крыму
любил лазать в горы на автомобиле, причем за рулем. У лимузина габариты оказались
слишком велики для таких упражнений, поэтому для передвижения по горным серпантинам
к 1971 году был сконструирован относительно короткий и легкий седан ЗИЛ-117. В цифровом
выражении это означало минус 58 см базы и минус 200 кг массы от лимузина ЗИЛ-114.
В последствии на его базе создали ЗИЛ-41041. В основном ее использовали как машину
сопровождения.
А вот своим
рождением универсал на базе 114-го точно обязан Леониду Ильичу. В конце жизни здоровье
генсека оставляло желать лучшего. И тогда в его кортеж включили автомобиль скорой
помощи - фактически операционную на колесах.
Представительные
ЗИЛ - это как костюм секретаря ЦК: строгий, простой, ноский и немодный. Немодный,
потому что вне времени. Убранство салона впечатляет. Повторить зиловский интерьер
невозможно, хотя с виду он кажется простым и чуть аскетичным. Но в этом самом
"чуть" и заложена его порода. Автомобили мощные как снаружи, так и в динамике.
Управляемость и курсовая устойчивость отменные, хотя от очень легкого руля сначала
ожидаешь рысканий.
Объем выпуска
правительственных ЗИЛ был невелик - от 5 до 15 штук в год. Велика доля ручного труда.
Например, вручную изготавливались почти все кузовные детали, причем допуск составляет
сотые доли миллиметра! Каждая деталь, включая силовые болты, прошла многоуровневый
контроль качества, после которого на ней ставился индивидуальный номер. Узлы и агрегаты
собраны на стендах, где предварительно испытывались. После этого происходил процесс сборки. Сборочная бригада состояла из рабочих-сборщиков и контролеров, проверяющих
правильность каждого действия. Когда сборка завершена, готовое изделие проверяют
сначала на стенде, а затем на полигоне. И только после этого автомобиль поступал
к заказчику. И когда такой автомобиль несется по дороге, ему действительно стоит
уступить дорогу. Но не из-за сановного пассажира. А из-за уважения к гению и таланту
рабочих и инженеров, создавших эти технические шедевры.