Безлошадные экипажи, электрический автомобиль, взлеты и падения – все это пережила компания Studebekker, ставшая известным автомобильным брендом во всем мире.
Первые
шаги
16 февраля 1852 года Генри и Клемент Studebaker
открыли кузницу H & C Studebaker на углу улиц Мичиган и Джефферсон в
Саут-Бенд, штат Индиана. Позже к ним присоединились младшие братья Петр, Иоанн и
Иаков. Фирма братьев Studebaker станет крупнейшим в мире производителем конных вагонов
и багги, которые поставлялись в армию Соединенных Штатов в годы Гражданской
войны.
На рубеже веков компания прославилась как
одна из преуспевающих в мире автомобильной промышленности. В 1902 году компания
вышла на автомобильный рынок с электрическим автомобилем. Бензиновые модели были
предложены публике в 1904 году. Вплоть до 1920-х годов автомобили марки
Studebaker были произведены в Детройте. Название компании поменялось еще раз в 1911
году, прежде чем стать Studebaker Corporation.
Альберт Эрскин занял высший пост в Studebaker
в 1915 году.
В начале 1930-х годов
компания Studebaker сильно пострадала от Великой депрессии, а в марте 1933 года
вынуждена была признать себя банкротом. Эрскин, который был обременен личными долгами
и проблемами со здоровьем, покончил с собой с 1 июля 1933 года.
В 1935 году вице-президентами
компании были назначены Пол Хоффман и Гарольд Вэнс.
В 1936 году конструктором компании Studebaker был назначен Раймонд Лоуи Associates, и его
команда создала много известных моделей Studebaker, среди которых: Чемпион 1939,
1947 Starlight Coupe, 1950 "Пуля Нос", 1953 Starliner хардтоп и 1963
Avanti.
Военные и послевоенные годы
В годы второй мировой
войны автомобильная корпорация Studebaker производит военные машины и технику, в
то время как в предыдущих войнах использовались только конные транспортные
средства. В годы войны компания Studebaker занимается производством оборонных
заказов, среди которых были и военные грузовики US6 6х6 и M29 и M29C «Ласка».
После войны
Studebaker представил абсолютно новый дизайн для модели 1947 года, которая
зарекомендовала себя стильным лидером в мире автомобилей.
В 1950 году была
показана модель под знаменитым названием «Пуля нос», в то время как 1951 год
ознаменовался введением двигателя V8.
Несмотря на свою
репутацию и лидерство, Studebaker сталкивается с жесткой конкуренцией в 1950-х
годах вместе с падением продаж. К середине 1950-х годов компания Studebaker,
которая не имела средств для расширения производства, сливается с автопроизводителем
Packard и снова сталкивается с финансовыми проблемами. Сотрудничество с автомобильной компанией Packard Motor пришлось на 1954
год, но ожидаемых результатов не принесло. Сильные потери продолжались, и бренд
Packard прекратил свое существование в
1958 году.
Тем не менее,
Studebaker пережил 1950-е годы, занимаясь производством компактных моделей
Ларк, которые успешно продавались во время экономической депрессии. В это время
были выпущены некоторые спортивные модели Hawk, среди которых ныне классическая
модель Hawk Золотой.
В мае 1962 года
компания Studebaker представила спортивный автомобиль Avanti. Но в связи с
продолжительными финансовыми проблемами компания Studebaker в декабре 1963 года
закрыла свой завод в Саут-Бенд.
Лихой Studebaker
Avanti 1963-1964 годов выпуска был одним из самых смелых американских
автомобилей 1960-х годов. Он представлял собой идеальное сочетание современного
шедевра с совершенно уникальным американским стилем. В модели Avanti были
расширены функции безопасности, были включены такие функции, как встроенный
ролл-бар, мягкий интерьер и дверные замки, которые стали конструктивными
элементами тела в закрытом состоянии. Производство
автомобилей продолжалось на заводах в Гамильтоне, в Онтарио вплоть до завершения
производства 17 марта 1966 года.
Интересные
факты о компании
В Национальном музее
представлена история автомобильного бренда, начиная с конца XIX века. К 1960 году в коллекции музея насчитывалось 37 автомобилей,
включая и четыре президентских вагона, первые и последние автомобили построенные
в Саут-Бенд, а также последний построенный Studebaker.
Сегодня коллекция
Национального музея Studebaker может похвастаться более чем 120 транспортными
средствами. Большинство транспортных средств находятся в собственности города
Саут-Бенд и Национального музея.
Корпорация Studebaker
пожертвовала свои коллекции и архивы городу Саут-Бенд, в конце 1966 года. Коллекция была
размещена в ряде мест Саут-Бенд, в том числе и в бывшем административном здании
компании Studebaker.