Все аккумуляторы как бы похожи друг на друга – банка с кислотой, а из нее торчат 2 токовода. У всех современных аккумуляторов принцип действия одинаков. Только в области материала пластин произошли усовершенствования аккумуляторных батарей, в решении возвращения испаряющейся воды и сбора воды, а именно в системе кондиционирования.
Материал пластин аккумуляторов
Первоначально паста и пластины делались из чистого свинца, материал этот практически непригоден для поточной технологии в изготовлении аккумуляторов. Обычно литьем изготавливали решетчатую структуру, а затем наносили пасту, нужен был материал, отвечающий высокими механическими свойствами. Для достижения таких свойств сурьму добавляли в свинец.
Легирование свинца сурьмой составляет обычно 6-12%, происходит гидролиз воды, а значит разложение воды на водород и кислород при 12B. В результате при нормальном состоянии электросистемы авто вода все время расходуется в виде газа, улетучиваясь в воздух. Чтобы понять, не нужно быть экспертом, что этот процесс будет многократно усиливаться при неисправностях электросистемы авто, и будет приводить к скачкам и к повышению в ней напряжения.
Это было понятно и привычно, и у советских автомобилистов аккумулятор прочно ассоциируется с тем, что раз в год нужно откручивать крышку и проверять уровень воды. Если он недостаточен и на поверхности видны верхние края решетки, то нужно искать дистиллированную воду, спрашивать у соседей по гаражу денсиметр, он напоминает клизму со встроенным поплавком и ставить химические опыты. Только следует запомнить, что нельзя воду вливать в кислоту, а делать нужно наоборот. Иначе произойдет небольшой взрыв, и ваши джинсы прожжет кислота, но также вам будут гарантированы тяжелые ожоги и травмы.
Чувство самосохранения и лень автолюбителей западных стран решили проблему испарения воды. Если сурьму заменить другим элементом или свести ее количество к минимуму, это сделает аккумулятор практически необслуживаемым.
В результате были получены конструкции, которые обеспечивали стойкость к гидролизу, если напряжение до 16B и выше. При напряжении в пределах 14B, при нормально работающей электросистеме, вода почти не испаряется. Аккумулятор на время его эксплуатации герметично закрыт.
От чего умирают аккумуляторы
Причиной разрушения структуры аккумуляторов является процесс зарядки и разрядки. Отдавая и получая ток, пластины, на которые нанесена паста, расширяются и сжимаются. Все это происходит сотни раз, после чего происходит механическое разрушение структуры аккумуляторов. С решетчатых пластин опадает нанесенная паста, которая скапливается на дне. После чего оголяются рабочие поверхности и теряют свою способность удерживать заряд, а накопивший шлам может замкнуть и положительные, и отрицательные пластины.
Существует временное решение. Вначале на дне аккумуляторов делали емкости-отстойники, которые были перегорожены ребрами, в них и собирался шлам. Труды разработчиков и конструкторов привели к тому, что появились конверторы-сепараторы. Как следует из названия, сепараторы разделяют и положительные, и отрицательные пластины. Они выполнены из пористого материала, и как губка пропитаны электролитом, да и расположены вплотную друг к другу. Таким образом, уменьшаются размеры аккумуляторов, повышается их стойкость к механическим нагрузкам, а внутри у них находятся упакованные плотные «пакеты», а не решетки, которые болтаются.
Если сепараторы с трех сторон закрыть, они превращаются как бы в конверт, в котором накапливается свинцовая отработанная паста, которая опадает с поверхности каждой пластины. После чего отпадает потребность в отстойнике, пакеты пластин фиксируются на дне, что больше повышает сопротивляемость и стойкость к ударам и вибрациям. Освобождается по высоте дополнительное пространство. Создают резервы электролита, системы сбора и конденсация испаряющейся воды, таким образом, повышается жизнь аккумулятора.
Аккумуляторы боятся глубокой разрядки и перезарядки. При перезарядке происходит сильное окисление, осыпание и разрушение материала, из которого изготовлены положительные пластины, а при глубокой разрядке происходит оплывание пасты с отрицательных решеток. Перезарядка наступает на работающем авто, если неисправна электросистема. Так же при стационарной зарядке аккумулятора, когда вы просмотрели тот момент, когда она стала бурлить и разлагать воду.
При разрядке опасны не только последствия – разрушение отрицательных пластин. Лучше перейти границу, когда аккумулятор нельзя зарядить другими зарядными устройствами. Эта ситуация простая и опасная. Электролит разряженного аккумулятора превращается в обычную воду, а она замерзает при минусовой температуре. Заряженный аккумулятор сносно переносит морозы, так как серная кислота не замерзает, но вот будучи разряжен, аккумулятор может «рвануть», не выдержав морозной ночи.
Первоначально паста и пластины делались из чистого свинца, материал этот практически непригоден для поточной технологии в изготовлении аккумуляторов. Обычно литьем изготавливали решетчатую структуру, а затем наносили пасту, нужен был материал, отвечающий высокими механическими свойствами. Для достижения таких свойств сурьму добавляли в свинец.
Легирование свинца сурьмой составляет обычно 6-12%, происходит гидролиз воды, а значит разложение воды на водород и кислород при 12B. В результате при нормальном состоянии электросистемы авто вода все время расходуется в виде газа, улетучиваясь в воздух. Чтобы понять, не нужно быть экспертом, что этот процесс будет многократно усиливаться при неисправностях электросистемы авто, и будет приводить к скачкам и к повышению в ней напряжения.
Это было понятно и привычно, и у советских автомобилистов аккумулятор прочно ассоциируется с тем, что раз в год нужно откручивать крышку и проверять уровень воды. Если он недостаточен и на поверхности видны верхние края решетки, то нужно искать дистиллированную воду, спрашивать у соседей по гаражу денсиметр, он напоминает клизму со встроенным поплавком и ставить химические опыты. Только следует запомнить, что нельзя воду вливать в кислоту, а делать нужно наоборот. Иначе произойдет небольшой взрыв, и ваши джинсы прожжет кислота, но также вам будут гарантированы тяжелые ожоги и травмы.
Чувство самосохранения и лень автолюбителей западных стран решили проблему испарения воды. Если сурьму заменить другим элементом или свести ее количество к минимуму, это сделает аккумулятор практически необслуживаемым.
В результате были получены конструкции, которые обеспечивали стойкость к гидролизу, если напряжение до 16B и выше. При напряжении в пределах 14B, при нормально работающей электросистеме, вода почти не испаряется. Аккумулятор на время его эксплуатации герметично закрыт.
От чего умирают аккумуляторы
Причиной разрушения структуры аккумуляторов является процесс зарядки и разрядки. Отдавая и получая ток, пластины, на которые нанесена паста, расширяются и сжимаются. Все это происходит сотни раз, после чего происходит механическое разрушение структуры аккумуляторов. С решетчатых пластин опадает нанесенная паста, которая скапливается на дне. После чего оголяются рабочие поверхности и теряют свою способность удерживать заряд, а накопивший шлам может замкнуть и положительные, и отрицательные пластины.
Существует временное решение. Вначале на дне аккумуляторов делали емкости-отстойники, которые были перегорожены ребрами, в них и собирался шлам. Труды разработчиков и конструкторов привели к тому, что появились конверторы-сепараторы. Как следует из названия, сепараторы разделяют и положительные, и отрицательные пластины. Они выполнены из пористого материала, и как губка пропитаны электролитом, да и расположены вплотную друг к другу. Таким образом, уменьшаются размеры аккумуляторов, повышается их стойкость к механическим нагрузкам, а внутри у них находятся упакованные плотные «пакеты», а не решетки, которые болтаются.
Если сепараторы с трех сторон закрыть, они превращаются как бы в конверт, в котором накапливается свинцовая отработанная паста, которая опадает с поверхности каждой пластины. После чего отпадает потребность в отстойнике, пакеты пластин фиксируются на дне, что больше повышает сопротивляемость и стойкость к ударам и вибрациям. Освобождается по высоте дополнительное пространство. Создают резервы электролита, системы сбора и конденсация испаряющейся воды, таким образом, повышается жизнь аккумулятора.
Аккумуляторы боятся глубокой разрядки и перезарядки. При перезарядке происходит сильное окисление, осыпание и разрушение материала, из которого изготовлены положительные пластины, а при глубокой разрядке происходит оплывание пасты с отрицательных решеток. Перезарядка наступает на работающем авто, если неисправна электросистема. Так же при стационарной зарядке аккумулятора, когда вы просмотрели тот момент, когда она стала бурлить и разлагать воду.
При разрядке опасны не только последствия – разрушение отрицательных пластин. Лучше перейти границу, когда аккумулятор нельзя зарядить другими зарядными устройствами. Эта ситуация простая и опасная. Электролит разряженного аккумулятора превращается в обычную воду, а она замерзает при минусовой температуре. Заряженный аккумулятор сносно переносит морозы, так как серная кислота не замерзает, но вот будучи разряжен, аккумулятор может «рвануть», не выдержав морозной ночи.
15-10-2013, 00:17 | Романов Виктор