Устройство любого современного автомобиля не обходится без систем ременного привода. Как правило, ременной привод решает две основные задачи: управление работой газораспределительного механизма двигателя и обеспечение вращения ротора генератора, водяной помпы, охлаждающей системы и других вторичных систем обеспечивающих работу двигателя.
Привод газораспределительного механизма
С
помощью зубчатого ремня вращение кривошипа передается на распределительные валы
автомобиля, тем самым обеспечивая правильную работу клапанов. В зависимости от
типа двигателя, он может иметь один или два распределительный вала, но их
привод осуществляется одним ремнем.
Ремень
ГРМ, пришедший на смену цепному приводу, может работать без дополнительной
смазки, и его не нужно герметизировать. Любой ремень ГРМ имеет трехслойную
структуру. Внешний слой обеспечивает продольную прочность и усилен кордом из
стекловолокна, а на старых автомобилях металлическую проволоку. Промежуточный
слой скрепляет два внешних. Внутренний слой - это выполненный из износостойкого
полиамида зубчатый гребень, передающий вращение шкивам распределительного вала.
Привод других агрегатов двигателя
Системы агрегатного
привода можно условно разделить на один, два и более отдельных приводов. Такие
системы имеют сложную форму привода с
несколькими дополнительными роликами. Подобное решение позволяет снизить
нагрузки на ремень, а следовательно значительно понизить уровень шума и увеличить срок его службы. В
отличие от привода ГРМ, здесь используется не гребенчатый, а поликлиновый ремень
с возможностью изменения степени натяжения, в зависимости от падающей на него
нагрузки.
Подобные приводы обеспечивают передачу крутящего момента с кривошипа на
генератор автомобиля, водяную помпу системы охлаждения, воздушный компрессор
кондиционера салона, насос гидравлического усилителя руля.
Основные элементы ременного привода
Помимо собственно ремня
привод состоит из ведущего и ведомого шкива зубчатой или плоской формы прочно
закрепленных на валах. Диаметры шкивов имеют точные передаточные соотношения,
для обеспечения правильной работы системы клапанного механизма. Также из
расчета необходимого давления, создаваемого насосом в гидравлических системах
автомобиля, и выходного тока генератора, определяемого его частотой оборотов
подбираются размеры шкивов агрегатов. Применяются в системе ременного
привода и другие дополнительные элементы. Одним из таких элементов являются
натяжители ремня.
Типы натяжителей
Необходимость применения
натяжителей больше всего видна на примере работы зубчатого ремня
газораспределительной системы. В случае слабой посадки ремня на шкивах, при
повышении оборотов двигателя ремень попросту может проскользнуть по зубцам шкива
распредвала, тем самым изменив фазы газораспределения. Последствием это может
стать деформация клапанов, в результате столкновения их с поршнем, и полный
выход из строя двигателя.
Натяжители ремня ГРМ бывают
как неподвижные, так и регулируемые. Регулируемые же, в свою очередь, делятся
на автоматические и с ручной регулировкой. Последние задают натяжение в
пределах, заданных заводом изготовителем. Автоматические натяжители - это
системы, способные компенсировать линейные изменения размеров двигателя,
вызванные перепадами температуры.
В системе привода агрегатов,
как и в случае с ГРМ, также используются натяжители. Хотя опасность
проскальзывания ремня и не может вызвать выход двигателя из строя, однако
продолжительные вибрации могут привести к несвоевременному износу подшипников и
выходу из строя агрегатов. Поэтому необходимо своевременно гасить эти колебания
ремня. Натяжители привода агрегатов имеют либо механическую амортизацию, либо
гидравлическую. Первые осуществляют амортизацию посредством ролика с рычагом на
оси витой пружины, крутящий момент которой задает нужное натяжение ремня и
элемента трения. В системах с гидравлической амортизацией положение ролика
задается давлением в гидравлической линии, пропорциональную скорости
автомобиля.
Надо добавить, что помимо теплового расширения в процессе работы двигателя, в изменение натяжения
ремня делает вклад неравномерность вращения кривошипа. Даже двигаясь с постоянной
скоростью, автомобиль имеет переменную частоту вращения коленчатого вала,
которая зависит от его фазы. Подобные периодичные изменения частоты напрямую
сказываются на нагрузке, передаваемой на ремень, особенно если все агрегаты
приводятся во вращение одним единственным ремнем. Продолжительные динамические
нагрузки напрямую не деформируют ремень, однако являются основным фактором,
определяющем долговечность и срок их службы.