В данной статье можно будет узнать о таких системах питания газом тех двигателей, которые работают на дизельном топливе. Оказывается, что переоборудовать двигатель для работы на газовом топливе (будет это пропан или метан – неважно) можно абсолютно любой двигатель, как бензиновый, так и дизельный, от которого будет зависеть работа любого автомобиля: легкового, грузового. На сегодняшний день известно два распространенных способа установки газового оборудования для дизельного двигателя.
Питание газа
В первом случае
переоборудование происходит на двигатель со стопроцентным питанием газом, то
есть двигатель будет подвержен основательной модернизации. Штатная степень
сжатия дизельного двигателя будет слишком высокой для октанового числа метана,
который составляет 120. Обычно такую степень сжатия необходимо снижать до 12:1
или до 14:1 для того, чтобы избежать детонации,
а также последующее за ней быстрое разрушение агрегата. Следует отметить, что
температура воспламенения газа составляет почти семьсот градусов по Цельсию, а
температура воспламенения дизельного топлива составляет всего 320-380 градусов.
От сжатия газ воспламениться не сможет, а чтобы добиться его поджига, цилиндры
должны быть оснащены системой искрового зажигания, которое присутствует во всех
бензиновых моторах. Примерами газомоторной техники могут быть автомобили
компании «РариТЭК», которые создаются на базе моделей КамАЗ, в Набережных
Челнах. Такой агрегат нельзя будет обратно на дизельное топливо переделать.
Комбинирование
Существует и более
дешевый и простой вариант установки газового оборудования на дизель. Такой
вариант основан на комбинированном режиме питания, то есть газодизель. Что
можно рассказать о таком принципе работы, основанном на двойном топливе? Этот
способ использовался еще самим Рудольфом Дизелем, создателем дизельных
двигателей. При данном способе работы двигателя основным топливом является
дизель, но некоторая его часть замещается газом (пропаном или метаном). Для
воспламенения газа необходим запальный или искровой разряд, поэтому дизельное
топливо выполняет функцию поджига топливновоздушной смеси. От нагрузки на
двигатель будет зависеть степень замещения основного вида топлива на
дополнительный. От этого же будет зависеть и сама топливная аппаратура –
оригинальная дизельная или газовая, которая будет устанавливаться. Мировые
производители в настоящее время позволяют замещать около пятидесяти процентов
дизельного топлива при работе с метаном и более тридцати процентов при работе с
пропаном.
Преимущества
Во всех остальных
показателях газодизельные системы мало отличаются от газодизельных систем
четвертого поколения, использующихся для бензиновых моторов. Отсюда и
появляются преимущества таких систем. Очень простой монтаж – комплекты для
оборудования универсальные, поэтому смогут подойти для любого типа дизельного
двигателя, они не требуют разборки, модификации силового агрегата. Переход
на исходный дизельный режим можно будет провести в любой момент времени одним
простым нажатием на кнопку переключателя, находящегося в кабине водителя.
Еще одно преимущество
- увеличивается ресурс и КПД. Благодаря добавлению газа, повышается мощность, а
также крутящий момент двигателя. Двигатель будет работать при этом более тихо и
эластичнее, нагрузка на систему подачи дизельного топлива будет снижаться, что
приведет к увеличению сроков службы ее элементов, особенно это заметно у
систем, работающих с переменным высоким давлением, зависящим именно от
нагрузки.
Третьим преимуществом
является экология и экономика. При замещении дизельного топлива на газ
экономится до двадцати процентов стоимости, затраченной на эксплуатацию
автомобиля по отношению к той стоимости эксплуатации, осуществляющейся только
на одном дизельном топливе. При изменении состава существенно снижается объем
всех отработавших газов, а это улучшает экологические показатели двигателей,
снижает дымность выхлопа, его токсичность, содержание в выхлопе сажи, на
агрегатах можно будет не использовать мочевину, если сам агрегат будет отвечать
таким нормам, как Евро-5 и Евро-4.
При модификации дизельного двигателя в газодизель решается сразу же несколько задач, причем их решение одновременно:
- расходы снижаются от 10 до 30 процентов
- увеличивается мощность, крутящий момент, в среднем на 20-30 процентов
- увеличивается срок службы всех элементов системы подачи топлива
- снижается содержание твердых частиц в выхлопе, а также СН, СО.
Для легковых
автомобилей использовать газодизели можно чисто ради академического интереса.
Особенно заметна выгода таких установок на интенсивно эксплуатирующихся
грузовых автомобилях, магистральных тягочах, которые ежедневно преодолевают
весьма внушительные расстояния. Таковые установки становятся все более
актуальными при нынешнем росте цен на топливо.