В отличие от положения зеркал заднего вида, степени затемнения боковых стекол, правил пользования ремнями безопасности, - положение перевозимого в кузове или багажном отделении легкового автомобиля имущества никак не регламентировано правилами безопасного управления автомобилем и не имеет соответствующей статьи за их нарушение в административном кодексе.
Однако это
совсем не является показателем отсутствия опасности, создаваемой тяжелыми
незакрепленными предметами в салоне в случае дорожной аварии или резкого
маневра транспортного средства. Поэтому каждому водителю будет не лишним знать
ряд некоторых правил по перевозке багажа, соблюдая которые, он существенно
снизит риск нанесения травм пассажирам, а также возможного урона кузову
автомобиля посредством незакрепленного должным образом багажа.
Накопленный опыт
К безопасности
при езде на автомобиле серьезнее других подходят европейцы. Поэтому в вопросе правильной
перевозки тяжелого багажа стоит обратиться к европейскому опыту. В Европе
действует целый ряд крупных организаций, серьёзно занимающихся повышением
безопасности при езде на автомобиле. В сети можно встретить множество видеороликов с моделированием различных автомобильных аварий, краштестов и других
опасных ситуаций, авторами которых являются специалисты, работающие над оптимизацией
внутреннего пространства и систем безопасности личного транспорта. Подобные
сюжеты ясно дают понять, что в случае возникновения аварийной ситуации любой незакрепленный
предмет в салоне автомобиля представляет серьезную опасность для человека.
Особенную угрозу представляют незакрепленные в салоне автомобиля предметы
абсолютно любого веса для маленького ребенка. В случае его присутствия в
автомобиле, стоит вообще воздержаться от перевозки любого багажа, если, конечно,
это не автомобиль с полноценным багажным отделением.
Как это работает
Современные
автомобили с легкостью достигают больших скоростей, благодаря двигателям с
серьезным крутящим моментом, а значит способны передать большое ускорение
предметам при резком маневре, ускорении или торможении. Поэтому главной характеристикой
возможного вреда от различных предметов является не их вес, а импульс, который им
сообщает автомобиль. Приведем простой пример. Так бутылка с минералкой весом
всего 1.5 килограмма в двигающемся со скоростью 100 км/час автомобиле обладает
импульсом 150 кг*км/час. При резком торможении попадание в голову таким
предметом будет эквивалентно падению на неё с высоты одного метра 50
килограммового мешка с цементом. Такие удары не выдержит и внутренняя
пластиковая отделка салона. Стекла же
разобьются при прямом попадании и более легких предметов. Приведем
другой пример: с незакрепленным в багажном отделении запасным колесом. Вес
колеса составляет всего 15-20
килограмм. При той же скорости 100 км/час небольшой
прыжок на неровности асфальтового покрытия приведет к удару этим колесом о
крышку багажного отделения с силой, эквивалентной силе падения на кузов
автомобиля с высоты 1 метр 500-600 килограмм резины. Этого будет вполне достаточно для того, чтобы деформировать кузов или сорвать замок.
Правила
Наиболее
опасным положением незакрепленных вещей является полка за задними сидениями
автомобиля. Расположенные на ней предметы находятся на уровне головы и шеи
пассажира, тем самым способны причинить максимальный вред. По возможности
вообще избегайте размещать здесь какие-либо вещи.
Если ваш
автомобиль класса хэчбек, то при размещении в багажнике крупных предметов,
требующих снятия задней полки, не поленитесь и закрепите багаж специальной
сеткой или ремнями.
Полезным
будет размещать тяжелые предметы в самой нише багажного отделения, крепко
притянув их ремнями ко дну ближе к сиденьям. Вероятность смещения груза при этом
будет минимальной. Это позволит избежать удара багажа о спинку и повреждения
крепления, а также предотвратит получение травмы спины и затылка пассажиром в
случае серьезного дтп. Более мелкие и легкие предметы можно класть поверх
тяжелых, не забывая скрепить их все той же багажной сеткой.
Еще одним
правильным решением будет сложить совсем мелкие предметы в специальный
закрывающийся контейнер или бокс, который гораздо проще закрепить в багажнике.
Многие
водители пренебрегают использованием крепежа при перевозке тяжелых предметов в
пространстве между передними и задними сидениями, несмотря на то, что закрепить
их совсем не сложно.
Помимо
вреда, который может быть нанесен автомобилю или же здоровью пассажиров,
тяжелый багаж может повредить и более легкий или хрупкий. Поэтому не располагайте
рядом с тяжелыми предметами ценные хрупкие вещи вроде электроники. Последние
могут просто не пережить тряску и серию ударов об элементы внутренней
обшивки или ваши чемоданы. Не оставляйте
портативную электронику и на передней приборной панели. Конечно, особых травм это вам не нанесёт, однако в случае резкого маневра ваш телефон рискует быть
разбитым о боковое стекло. Лучшим решением будет применять специальный
фиксируемый органайзер-подставку.
Ни один
водитель не способен предугадать все ситуации, которые могут возникнуть на
дороге. Поэтому никогда не стоит пренебрегать правилами безопасности там, где
существует определенный риск. Все необходимые средства, с помощью которых можно
правильно закрепить багаж, как то: багажные ремни или сетка, пластиковые
контейнеры стоят существенно меньше, чем услуги врачей или мастеров по
кузовному ремонту.
Однако, исходя
из опыта использования ремней безопасности водителями в нашей стране, можно
сказать, что люди привыкли к их обязательному использованию в большей мере не
по своей сознательной воле, а благодаря резкому увеличению штрафов и
непреклонности в данном вопросе со стороны работников автоинспекции. Поэтому не
стоит ожидать особой сознательности от автолюбителей в вопросе безопасной
перевозки и правильного крепления багажа.