Ступицей называют центральную часть вращающегося механизма, в которой есть отверстие. Ступица служит для насадки на ось или вал. Ступица соединяется с ободом колеса, с диском или со спицами. В отверстие, расположенное в ступице, устанавливаются подшипники. Чтобы механизм получился достаточной прочности, ступицу делают в полтора или два раза больше по диаметру, чем отверстие в ней. В этом можно убедиться, посмотрев на ступицу в любой машине. А чтобы не было перекосов, длина ступицы должна быть больше, чем диаметр ее отверстия.
По
сути, ступица – это вращающийся элемент подвески автомобиля, к которому
прикреплены колеса машины. А если колеса ведущие, то ступица будет и элементом
трансмиссии. Кроме колес, к ступице крепятся тормоза, а также фланцы полуосей,
как это часто бывает в грузовых автомобилях.
Таким
образом, ступица служит для крепления колес автомобиля, она же дает им
возможность вращаться. Тормозная система машины также завязана на этой важной
детали автомобиля. Чаще всего материалом, из которого делают ступицы, являются
различные сорта стали или чугуна.
Как ступица крепится к
колесу?
Ступица
крепится к колесу при помощи подшипников различных типов. Подшипники должны
отрабатывать не только радиальные усилия, но и осевые, чтобы бороться с
боковыми нагрузками. Крепление идет на оси вращения, которую еще называют
цапфой, или же на балку моста. На ступице предусмотрен фланец, на котором
закрепляется диск или сам обод колеса напрямую. Туда же крепится диск колесного
тормоза в случае, если тормоза дисковые, или барабан для барабанных тормозов.
Стандартные размеры
ступицы в системе DIA
У
разных моделей автомобилей различные диаметры ступицы. Всегда необходимо
соблюдать правило, что посадочный цилиндр ступицы должен устанавливаться на
колесо с минимальным допуском. DIA – это стандартная система, которая
устанавливает возможные диаметры отверстия автомобильного колеса. Также для
этого параметра иногда используют аббревиатуру HUB. Если DIA колеса будет
меньше положенного диаметра, то такое колесо не получится установить на
ступицу, а если больше, то оно будет просто болтаться. Поэтому перед установкой
диска, нужно всегда учитывать параметр DIA. Часто производители делают колеса с
чуть большими диаметрами по DIA, а чтобы правильно установить такой диск на
конкретную ступицу, применяют специальные переходные кольца, которые
обеспечивают центровку колеса на ступице.