Согласно статистике, каждый год вследствие автокатастроф погибает свыше 1,2 миллиона человек. Страшная цифра. Поэтому эта проблема есть и будет актуальной. Распространенность конкретных видов ДТП варьируется из года в год, но основные цифры остаются те же.
- Наезд на пешеходов – это почти половина общего количества видов ДТП. (48-49,5%)
- Столкновения автомобилей и других транспортных средств – чуть более трети (около 35-36%)
- Наезды на определенные препятствия – 5%.
- Опрокидывание транспортного средства – 4,7%.
Интересный факт - вопреки общему мнению, в
ДТП часто попадают вовсе не новички, а опытные водители (опыт – от 3-х лет).
Рассмотрим опасные виды ДТП.
Лобовое
столкновение
Самый опасный вид ДТП. Как правило, это
случается при выезде одного из автомобилей на встречную полосу. От всего
количества происшествий занимает около 15%. Как известно, при лобовом ударе
сила столкновения в два раза больше, чем при другом ударе в стационарный
объект. Естественно, деформация кузова куда больше, и шансы выжить в такой
ситуации сравнительно невысоки. Обычно вопрос виноватости тут не стоит – кто
выехал на «встречку», тот и виновен. Но не нужно все пускать на самотек, даже если
вы невиновны. Активно участвуйте в замерах, проводимых сотрудником ГИБДД или
аварийным комиссаром, ведь они могут ошибиться. Если вы подпишите неверно
составленную схему происшествия, то можете, как минимум, получить признание
вины обоюдным. Если вы все же подпишете неправильный протокол, то потом
исправить ситуацию будет проблематично. Да и со стороны выглядит некрасиво – вы
подписали документ, а потом отвергаете его, когда это могло грозить признанием
вашей виноватости. Сомнительно, особенно с точки зрения свидетелей. Стоит
отметить, что сейчас замеры проводят не рулеткой (хотя и она присутствует), а
лазерной указкой по постоянным ориентирам. Зимой нужно учитывать еще одно
обстоятельство - мерять нужно по ширине дороги, а не по бордюрам (они могут
утопать в снегу после работы снегоуборочных машин).
Наезд
на пешехода
Наиболее частый случай ДТП. Примечателен
тем, что пешеход беззащитный и почти гарантированно получит тяжелые травмы после
удара снаряда массой в тонну. В данной ситуации нужно знать несколько вещей.
Автомобиль – источник опасности, и контроль над ним можно потерять в любую
секунду. Например, внезапный отказ тормозов. Это может привести к тяжелым
последствиям, но водитель не в состоянии проконтролировать ситуацию.
Пешеходу на заметку. Проезжая часть –
территория водителя. Вторгаться на нее можно лишь в
определенных местах, при соблюдении требуемых условий и в определенное время.
Если, допустим, пешеход перебегает или не спеша переходит проезжую часть в
неположенном месте, он подвергает себя риску, и если он попадает под колеса
транспортного средства, то в данном случае его вина очевидна. Мало того, ему
придется оплатить ущерб автомобиля. Но если автомобилист не применил мер во
избежание возможного столкновения (скажем, торможения или отруливания), то
согласно пункту 10.1 ПДД доля вины есть и на водителе. Стоит отметить, что
часто пешеходы выбегают на проезжую часть неожиданно, и у водителя остается
минимум времени на реакцию. В таком случае остается надеяться, что нога ударит
по тормозам, но удастся избежать заноса (иначе количество участников ДТП может
возрасти во много раз). Если после данной ситуации пешеход не имеет видимых
повреждений, то не нужно покидать место происшествия. Может быть, у
пострадавшего болевой шок. Известны случаи, когда пешеход приходил домой со
сломанными ногами, руками и ребрами, а потом обращался в медицинские
учреждения. Доктора следуют инструкции и сообщают о травмированных в органы
внутренних дел. В таком случае водитель фактически становится преступником, который,
к тому же, скрылся с места происшествия. И автовладельцу при неблагоприятных
обстоятельствах может грозить наказание по уголовной статье.
Удар
в стационарную машину
Самым забавным (если конечно вообще можно
применять это слово) видом ДТП можно считать ситуацию, когда в мирно стоящую на
обочине или перекрестке машину врезается иная. Но забавно это скорее
многочисленными анекдотами по этому поводу. Реальные же последствия могут быть
совсем невеселыми. Большинство водителей ставят подголовники на низкий уровень
(мол, лучше вид). В случае удара в заднюю часть машины голова также по
инерции двигается назад. И если подголовник не выставлен нормально, то это
чревато травмами шеи и головы. Вроде очевидно, что виноват тот, кто сзади. Но
если удачно выставить осколки стекла и обломки кузова, провинившийся водитель
может сказать, что потерпевший сам включил задний ход. В таком случае остается
надеяться на свидетелей и профессионализм сотрудников ГИБДД.
ДТП
на перекрестках
Такие происшествия наиболее сложны с
точки зрения определения степени виноватости того или иного участника движения.
Водители начинают размахивать руками и активно доказывать свою правоту. Не
нужно заниматься выяснением и доказательством казалось бы очевидных (на ваш взгляд)
фактов. Лучше сразу искать свидетелей. Они помогут доказать вашу невиновность.
Не всегда ДТП на перекрестке – это
банальная ситуация, когда один маневр начинает, а другой его заканчивает.
Пример. Водитель со второстепенной дороги вылетает на главную и врезается в
другой автомобиль, которым управляет нетрезвый человек. Не нужно думать, что
обязательно виноват пьяный, вовсе нет. Он виновен, что сел в таком состоянии за
руль, и только за это его накажут, лишат прав на управление транспортным
средством.
Напоследок
Нужно отметить, что все перечисленные
виды происшествий не есть исчерпывающими, а названные ситуации – единственно
возможные. Существуют и другие. В статье была затронута так называемая классика
жизни на дороге. Вспоминаем поговорку: «тише едешь – дальше будешь».