С развитием современных технологий, в том числе в области электронной техники, позволяющей не просто облегчить труд водителя, но и обеспечить дополнительную безопасность участников дорожного движения, на рынке появились уникальные приборы, такие как автомобильные системы помощи движению по полосе.
Ассистент движения по
полосе выполняет функции помощника водителя автомобиля в удержании выбранной
полосы движения, соответственно, помогает предотвратить дорожно-транспортные
происшествия, обеспечивая при этом безопасность. Использование системы
актуально в поездках на федеральных трассах, магистралях и иных дорогах,
оборудованных качественно нанесенной дорожной разметкой.
Имеются 2 вида
помощников движения по полосе: активные и пассивные. Активные помощники
извещают водителя об отклонении от заданного маршрута и оказывают влияние на
работу рулевого управления, заставляя автомобиль двигаться в нужном
направлении. Пассивные системы оснащены только сигнальной функцией - в случае
выезда автомобиля за пределы нужной траектории, оповещают водителя звуковым
сигналом. При этом, чем больше угол отклонения от необходимой полосы, тем
громче звуковой сигнал.
Рынок данных товаров
для автолюбителей насыщен различными моделями ассистентов.
Составляющие компоненты системы:
- видеокамера,
- кнопка регулировки системой,
- электронный блок управления,
- исполнительные устройства системы.
Описание работы системы ассистентов движения по полосе
Работа системы
начинается с включения кнопки регулировки. Она может находиться непосредственно
на самом переключателе указателей поворота и света фар, на приборной панели либо
на центральной стойке автомобиля.
Видеокамера предназначена для оценки дорожной ситуации.
Она фиксирует вид проезжей части дороги, производит оцифровку изображения.
Далее информация поступает в блок управления, который после автоматической
обработки определяет полосы разметки, рассчитывая необходимые параметры для
движения машины: ширину полосы, степень ее закругления, определяет место
автомобиля на полосе. В случае отвода автомобиля от нужной полосы, на
исполнительное устройство системы передаются импульсы. Исполнительные
устройства бывают различных модификаций - звуковые, световые (мигающие),
вибрирующие.
Во время работы
системы предупреждения о покидании полосы, включается световой индикатор.
Камера снимает в черно-белом режиме, поскольку главная ее задача - обнаружить
полосы разметки. Располагается видеокамера непосредственно за зеркалом заднего
вида. Как только автомобиль отклоняется от заданного маршрута, водитель тут же
предупреждается об этом с помощью звуковых, световых и тактильных датчиков.
Система работает таким образом, что при отклонении автомобиля от линии
разметки, рассчитывается подруливающий момент с помощью электроусилителя руля.
При возвращении автомобиля на нужный маршрут, подруливающий эффект
прекращается. Однако, водитель может преодолеть автоматическое подруливание, в
случае перестроения на другую полосу без включения указателя поворота. Следует
лишь переключиться в режим активного руления.
Для чего нужна система?
Система может уберечь
автомобиль от заноса на крутых поворотах, рассчитывая угол отклонения машины
при определенном радиусе кривизны дорожного полотна. В случае, если ассистент
движения по полосе не может самостоятельно вывести автомобиль на безопасную
траекторию движения, система заблаговременно предупреждает водителя о том, что
необходимо вмешаться активным рулением в управление автомобиля. Раздаются
звуковые сигналы предупреждения об опасности, включается вибрация руля и на
дисплее системы появляется текстовое сообщение для водителя.
Системой предусмотрен
такой распространенный момент как запотевание лобового стекла. Для
предотвращения данных климатических последствий используется нагревательный
элемент, закрепленный на внешней поверхности лобового стекла.
Система не оповещает
водителя о том, что он сбивается с курса только в одном случае: при
своевременной подаче сигнала поворота намеревающегося сменить полосу движения
водителя.
Данные системы
являются незаменимыми помощниками водителям автомобилей, в особенности
новичкам, которые не приобрели достаточных навыков управления автомобилем в
условиях плотного потока движения по дорогам. Даже водители с большим стажем не
могут похвастать быстротой реакции в оценке дорожной ситуации и попадают в ДТП.
Интеллектуальные
помощники водителя незаменимы для тех, чья работа связана с постоянными
поездками на личном или служебном авто. Монотонность движения в условиях
поездки по федеральным трассам и автомагистралям зачастую приводит к
возникновению аварийных ситуаций по причине рассеянного внимания водителя, а
также такого фактора как сон. Умные помощники автолюбителя в данных ситуациях
могут спасти жизнь водителя и предотвратить печальные последствия. При потере
концентрации и засыпании, управление автомобилем становится неустойчивым.
Сбивается намеченный курс автомобиля. Системы помощи движению по полосе дают
знать всевозможными способами водителю о том, что наступает критический момент
утомляемости. В этом состоит еще один неоспоримый плюс данных систем.