То, что защищены должны быть все участники дорожного движения, не вызывает сомнений. Обеспечить максимальную защиту жизни и здоровья как водителю и пассажирам, так и пешеходам - задача сложная, но ценность человеческой жизни не имеет денежного эквивалента и расходы на разработку новых систем безопасности не могут быть чрезмерны.
Правила дорожного движения написаны для всех, но
нарушаются они с ужасающей регулярностью, причем с обеих сторон участников дорожного трафика. Лихачи за рулем и
пренебрежение элементарными правилами безопасности пешеходами приводят к
катастрофическим цифрам пострадавших в бесчисленных ДТП. Отчасти решить эту,
казалось бы, нереальную задачу, призваны системы защиты пешеходов. Если
постоянно обновляющаяся и развивающаяся индустрия производства средств для
защиты водителя и пассажиров довольно успешно справляется с поставленными
целями, то говорить то же самое про совершенствование систем безопасности
пешеходов не приходится.
Как защитить пешеходов
Внимание к
проблемам безопасности и защиты пешеходов уделяют многие автопроизводители и,
как всегда, компания Volvo в
этой области лидирует. Активная защита устанавливается на некоторые модели
базовой комплектации. В первую очередь, это, конечно же, подушка безопасности.
Но в отличие от спасения водителя и пассажиров расположена она в передней части
автомобиля и при любом контакте с пешеходом сенсоры подают сигнал к
срабатыванию пиротехнического заряда. Освобождающиеся шарниры капота при помощи
мгновенно надутой подушки поднимают его, и тем самым создается эластичная
плоскость. Если при этом не удается избежать травм конечностей, то в
достаточной безопасности находится голова и туловище человека. Испытания
показали, что работа данной системы многократно уменьшает шансы летального
исхода у пешеходов, сводя их практически к нулю при скорости до 55 км/ч.
Но это не
все меры, предусмотренные компанией для защиты пешеходов. Новый седан Volvo S60 оснащен новейшей системой PAT. Интеллектуальное устройство с помощью
камеры и радара сканирует пространство. При этом анализируется и характер
предмета. В случае реальной угрозы подается визуальный и звуковой сигналы.
Отсутствие реакции со стороны водителя активирует автоматическое торможение. На скорости, не превышающей 40 км/ч, происходит полная
остановка машины, но и при более быстром движении электроника заметно снижает
шансы серьезных травм. Особое внимание уделено и защите детей. Высота более 80 см воспринимается системой
как пешеход и активируемая работа устройства принудительно останавливает
автомобиль.
Но в борьбу за защиту жизни людей включились и другие производители
машин. Компания BMW начала внедрение более впечатляющей системы Amulett. Это активная многосторонняя защита автомобиля,
пешехода и других препятствий на пути следования. Обмен данными радиосигналами
происходит между многими участниками движения. Сенсоры обнаруживают пешеходов,
которые не находятся непосредственно на пути следования, но сигнал об их
присутствии водитель получает. Причем сигнал может идти и с другого автомобиля,
даже припаркованного. В будущем планируется встраивать чипы и в другие
предметы, например, в школьные рюкзаки и сотовые телефоны. Система автоматически
выбирает диапазон вещания и в случае
необходимости меняет частоту. По большей части многие ДТП с участием пешеходов
случаются, потому что водитель вовремя не заметил его или был невнимателен.
Своевременный сигнал опасности может в корне поменять ситуацию, и безопасность
пешеходов может подняться на новый, ранее недостижимый уровень. Однако никто не
отменял правила поведения на дороге и серьезные нарушения их, зачастую, не
способна предотвратить ни одна электронная система безопасности.