Говоря об автомобилях, нельзя забывать один из важнейших показателей в двигателе – величине степени сжатия. Если обратиться к научному определению данного понятия, то вкратце - это отношение объема цилиндра в то время, когда поршень стоит в нижней мертвой зоне, к величине объема камеры сгорания. В момент возрастания степени сжатия создаются отличные условия для сгорания воздушно-топливной смеси, соответственно, увеличится коэффициент полезного потребления энергии.
Впрочем, транспортное
средство не может работать в одном режиме и на одном топливе, следовательно,
меняется показатель степени сжатия, что и использует система изменения данной
величины. Бензиновые агрегаты ограничивают ее областью, в которой происходит
детонационное сгорание. На небольших нагрузках повышение показателя степени
сжатия не грозит детонацией, в то время как при высокой нагрузке такая опасность
возрастает до угрожающих размеров. Ее понижение придает двигателю повышение
мощности и снижение потребления топлива. Но если величина степени сжатия будет
стабильно низкой, то на малых нагрузках мы получим обратно пропорциональные
величины мощности и экономичности.
Если же снизить
показатель наполненности цилиндров топливно-воздушной смесью, повысить
показатель остаточных газов, добиться охлаждения деталей, то будет получена
возможность удерживать показатели мощности и расхода топлива на одном уровне
при изменении тяжести нагрузок.
Задачи системы изменения степени сжатия и ее модернизация
Все фирмы-производители
автомобилей трудятся над сокращением расхода топлива, выброса вредных веществ,
увеличением показателей мощности и крутящего момента. Эти задачи разрешаются
путем совершенствования системы изменения сжатия. Она обеспечивает возможность
для агрегата работать не только на разных типах бензина, но и топлива в целом,
при этом ни один показатель в машине не работает хуже и не детонирует.
Ученые, работающие на
автомобильных концернах всего мира, усердно трудятся над созданием двигателя, в
котором степень сжатия будет изменяться. Некоторые образцы подобных установок
существуют у разных производителей еще с начала 21 столетия, но пока они не
запущены в поточное производство. Первой в этом вопросе была фирма SAAB,
которая подарила миру пятицилиндровый агрегат с уникальной системой изменения
сжатия. В этом двигателе были объединены гильзы цилиндров с головкой их блока.
Взаимодействие закрепленного на валу блока с кривошипно-шатунным механизмом
давало смещение порядка пяти градусов, что приводит к изменению степени сжатия
в большом диапазоне. Система управления двигателем контролировала значение данного
показателя (величину обратно пропорциональную). Данный эксперимент дал отличные
результаты по характеристикам мощности и крутящего момента, но до серийного
производства двигатель не дошел, и работы по его усовершенствованию были
окончательно приостановлены.
Важнейшим для
стабильности протекания процесса в агрегате внутреннего сгорания является
безошибочный подбор формы и объема камеры сгорания, которая обеспечивает
кратчайший путь пламени. Этот комплекс должен работать очень чутко и
реагировать на режим работы двигателя молниеносно. При добавлении деталей в
кривошипно-шатунный механизм нужно снижать коэффициент трения, дабы не потерять
преимуществ, полученных при изобретении системы переменной степени сжатия.
Через десятилетие после
разработок SAAB появляется более современное достижение изобретателей -
двигатель MCE-5 Development. Количество цилиндров у него - 4, а объем - 1,5 л. Особое внимание при
его разработке уделялось не только системе изменения степени сжатия, но и
включению устройств преобразования фаз газораспределения. Кроме того, впрыск в
нем стал непосредственным.
Двигатель МСЕ-5 и особенности его работы
Этот двигатель имеет
конструктивное решение, которое обеспечивает сепаратное изменение показателя
хода поршней в каждом из цилиндров. Через зубчатый сектор идет взаимодействие
поршня управления с рабочим, через рычаг идет соединение с коленвалом. В ходе
испытаний была достигнута цель - возможность изменения положения поршня в
верхней мертвой точке, что позволило регулировать объем камеры сгорания. При
этом диапазон изменения степени сжатия увеличился почти в полтора раза.
Данный
агрегат вполне достоин серийного производства, что и планируется в самое
ближайшее время. Сенсационное же изобретение под названием Omnivore, которое
претендует на уникальное разнообразие в потреблении видов топлива и за счет
определенных преобразований дает изменение степени сжатия до небывалого
диапазона. Но двухтактный двигатель не позволяет говорить о снижении расхода
топлива и экологичности.
Это
свидетельствует о том, что МСЕ-5 наиболее близок к массовому производству.