Начинающим водителям либо только учащимся вождению, не хватает элементарных навыков руления. Даже проездив несколько лет, многие автолюбители совершают типичные ошибки, управляя машиной нерациональным, неудобным хватом. В результате водитель быстро устает, замедляется реакция рук на сигналы мозга. Набраться опыта и вспомнить правильные приемы поможет тренировка рулению. Данная методика подходит и при обучении рулению.
Подготовка
Получив заветные права, многие толком не умеют ездить. Поэтому
процесс обучения и тренировка необходимы и после экзаменов на вождение. Желательно
присутствие рядом опытного водителя: профессионального инструктора, друга,
родственника. При самостоятельной тренировке ошибки могут закрепиться на уровне
рефлексов, а переучиваться тяжелее, чем учится новому.
Следует иметь в виду, что проводить занятия и вообще управлять
автомобилем лучше всего в перчатках из тонкой кожи. Ладони водителя в большей
или меньшей степени потеют, особенно в длительных поездках. Пот на ладонях
может вызвать проскальзывание на руле, что особенно опасно в экстремальных ситуациях.
Если вы все же не хотите пользоваться перчатками, то держите под руками сухое
полотенце и при необходимости протирайте руль и руки.
Постановка рук
Существует единое правило положения ладоней на руле,
выстраданное опытом миллионов водителей. Чтобы правильно удерживать руль, мысленно
представим, что «баранка» - это циферблат часов. Правую ладонь помещаем на обод
в районе условных 2 часов (чуть правее от верхней точки руля), левую ладонь –
на 10 часов воображаемого циферблата.
Некоторые водители управляют рулем кто во что горазд. Типичные ошибки:
- Обе ладони – на 12 часах. В этом случае невозможно силовое руление, поскольку в распоряжении водителя только одноплечий рычаг. Также невозможно точное руление из-за отсутствия на втором плече рычага уравновешивающей силы.
- Правая ладонь расположена на 3 часах, левая – на 9. Здесь руки должны держать руль полным хватом, иначе они могут просто упасть с руля. Этот вариант ведет к быстрой утомляемости рук. Из этой позиции также плохо начинать скоростное руление – у одной руки слишком короткий путь тяги, а второй сначала придется сделать толкающее усилие, и лишь после перехода верхней точки (12 часов) мышцы должны переключаться на тянущее усилие.
Водители должны помнить, что самые сильные мышцы рук – сгибатели. Они
осуществляют тянущие усилия. Как раз они и действуют при правильном хвате.
Классификация хватов
руля одной ладонью
Полный хват. Все пальцы
(вместе с большим) полностью обхватывают обод. Применяется полный хват при силовом
рулении. Например, при движении по рыхлому снегу, по глубокому песку.
Неполный хват. Большой
палец не охватывает обод руля, пребывая в свободном состоянии. Остальные пальцы
облегают обод руля, не смыкаясь к ладони, и также расслаблены. Заострим внимание
на том, что напрягать руки на руле не только утомительно, но и опасно.
Расслабленные руки значительно быстрее и точнее выполняют команды, поступающие
от мозга.
Открытый хват. Пальцы полностью распрямлены, ладонь опирается на обод руля. Такой хват – один
из способов кругового руления одной рукой.
Техника руления
Первое и, пожалуй, основное упражнение называется «маятник одной
рукой». Задача – достичь упорядоченной координации
движения рук при рулении. Выполняется упражнение поочередно левой, затем правой
рукой (или наоборот). Первые тренировки рекомендуется выполнять размеренно, без
увеличения скорости выполнения: 10 движений по полминуты каждое. Через три
занятия скорость выполнения можно увеличить до 15-20 секунд.
Приступаем к упражнению: правильно садимся, хват двумя руками «10-2 часа»:
- Повернуть правой рукой рулевое колесо влево в положение «10 ч» с одновременным раскрытием хвата левой руки. Затем переносим вправо левую руку в положение «2 ч» с имитацией хвата;
- Выполнить возврат руля в исходное положение с одновременным переносом левой ладони в положение «10 ч».
- Теперь тренируем движение «маятник» с левой руки, ведущей руль. Правая должна лишь имитировать хват.
При выполнении упражнения обратите особое внимание на координацию
движения рук в начальной и завершающих фазах поворота руля. Началу поворота руля
(например, при повороте правой рукой влево) должно соответствовать раскрытие хвата
левой руки и переноса ее вправо на перехват в положение «2 ч» (фаза одновременных
движений рук). По достижении левой рукой положения «2 ч» (имитация хвата), а правой
– «10 ч» необходимо без остановки (фиксации) рулевого колеса одновременно
начать перенос левой руки и возврат руля в исходное положение.
Не следует торопиться в начале выполнения упражнений.
Главное, чтобы ваши мышцы совершали очень точные плавные движения. После 10 занятий
можно добиваться максимальной скорости выполнения упражнения. Но главное при
обучении и тренировке не скорость движений, а точность точек хвата. Если
появились ошибки: смещение сектора хвата, высоко подняли руку в фазе перехвата,
руль задержали между поворотом и возвратом в первоначальное положение,
остановитесь, передохните и продолжите: сначала медленно, затем постепенно
увеличивая скорость. Тренироваться, кстати, можно на тренажере.