Все мы знаем, что мировой автопром, как говорится, держится на основных развитых странах, таких как Англия, Германия, Япония, США, Франция, Швеция и тд., но при этом стоит не списывать со счетов и страны поменьше, например Испанию. Именно в этой стране в конце 19 века появилась новая марка автомобилей класса люкс Hispano-Suiza, которая, увы, долго не просуществовала, но сейчас автомобили данной марки стоят миллионы, несмотря на то, что она канула в лету и вообще мало кому известна. Итак, начнем…
В 1898 году испанский военный Эмилио дела Куадра занялся выпуском аккумуляторов для автобусов в городе Барселона и для этих целей нанял Марка Брикигта, швейцарца, который славился хорошими инженерными способностями. Со временем именно Марк предложил руководству заняться производством автомобилей и вскоре с конвейеров сошел первый испанский автомобиль этой марки под названием La Cuadra. Всего было выпущено 6 экземпляров данного автомобиля и стоит отметить, что они были не особо популярными и компанию постигли финансовые трудности, в результате которых она сменила руководство.
Именно после этого данный бренд полностью занялся производством автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Несмотря на переименование и целенаправленное производство автомобилей, смена руководства не вывела бренд La Hispano-Suiza из финансового кризиса и вскоре он вообще прекратил свое существование до 1904 года до тех пор, пока предприимчивый швейцарец не познакомился с очередным богачом, который решился вложить деньги в некогда обанкротившееся предприятие по производству автомобилей.
Открылось новое предприятие под названием Fabrica La Hispano-Suiza de Automobiles и уже на Парижском автосалоне 1906 года всему миру было представлено два новых авто этого недавно возрожденного бренда, и они были сконструированы с чистого листа. Через некоторое время к четырехцилиндровым вариантам добавились шестици линдровые. Стоит упомянуть, что после Парижского автосалона к марке мало-помалу начало приходить признание и испанская аристократия в массовом порядке начала скапать автомобили La Hispano-Suiza.
Король Испании даже организовал кубок Каталонии и в 1910 году Брикигт сконструировал специальную модель под названием Hispano-Suiza Alfonso XIII, которая выиграла это соревнование.
Автомобиль Hispano-Suiza Alfonso XIII для своего времени был очень роскошным, он был королем дорог, ведь разгонялся он до 128 км/ч и обладал мощностью в 64 л. с. При желании каждый толстосум мог выбрать себе Hispano-Suiza Alfonso XIII в варианте лимузина или кабриолета. Его популярность превысила 500 экземпляров за несколько лет.
Благодаря своему качеству автомобили La Hispano-Suiza вышли на мировой уровень и даже было открыто представительство в Париже. Завод в Париже выпускал роскошные модели, которые в 20-тые и 30-тые годы прошлого столетия превратились в своего рода эталон социальной успешности, что-то наподобие современных роллс-ройсов. Франция была зажиточной страной и в основном автомобили этой марки покупались именно здесь, а завод в Барселоне продолжал выпуск менее дорогих автомобилей, ведь Испания не могла похвастаться зажиточностью большого количества населения.
Талантливый швейцарский инженер был первопроходцем во многом, например, он использовал на своих автомобилях тормоза с водяным охлаждением и был одним из первых, кто додумался создать компрессорный двигатель. Несмотря на победу в гонке, позже данная марка отказалась от участи в гонках как таковых вообще.
В 1913 году Марк посетил советскую Россию и продемонстрировал возможности Hispano-Suiza Alfonso XIII на кольцевых гонках, поэтому неудивительно, что чиновник внутренних дел Менжинский влюбился в него. После начала Первой мировой войны на французском заводе La Hispano-Suiza по просьбе правительства начали выпускать авиационные моторы, а на испанском заводе менее претензионные автомобили, которые экспортировались в страны Америки.
На смену автомобилю Туре 15 пришел Туре 18, который стоил меньше. Он обладал мощностью в 30 л. с. Что касается авиационных двигателей V12, то за военный период их было собрано около 50 тыс. экземпляров и они устанавливались на самолеты SPAD, которые в свою очередь внесли существенную лепту в победу союзников в Первой мировой войне.
Во время войны разработка новых автомобилей не прекращалась, и в 1919 году после ее окончания на Парижском автосалоне дебютировала модель H6 (при разработке которой использовались авиационные навыки Марка), которую многие считают венцом творения швейцарца. Автомобиль был очень мощным, ведь он развивал целых 137 км/ч, а форсированные модификации достигали отметки в 190 км/ч, на всех колесах были тормоза с гидроусилителем, а это было своего рода нововведение в мире автомобилестроения.
Этот автомобиль выпускался на протяжении последующих 14 лет и постоянно модифицыровался. Так, в 1922 году на свет появилась модель Н6В, через два года автомобиль Н6С, который разгонялся до 175 км/ч. Автомобили La Hispano-Suiza собирались теперь не только во Франции и Испании, но также и в Чехословакии на заводе Skoda, при этом Томаш Массарик не упустил возможности обзавестись данным автомобилем.
Среди эксклюзивных и необычных версий H6 хочется отметить автомобиль гонщика Андре Дюбоннэ (кабриолет для участия в Targa Florio Targa Florio мощностью в 200 л. с. с корпусом из тюльпанового дерева, который значительно облегчал вес автомобиля). На этом автомобиле и его модификациях гонщик выиграл не одну гонку. Несмотря на то, что H6 стоял целое состояние и в основном предназначался для неспешных прогулок и был очень успешен, было принято решение разработать более доступный автомобиль под названием Т49, через несколько лет его сменила модель HS26, а потом и Т56.
Популярность и коммерческий успех преследовали этот бренд на протяжении 20-тых и почти до конца 30-тых годов, но последующий кризис в конце 30-тых и начало второй мировой войны внесли свои распорядки и в 1938 году бренд La Hispano-Suiza прекратил свое существование на территории Франции и переквалифицировался на выпуск моторов.
Что касается испанского завода, то он некоторое непродолжительное время продолжал выпуск автомобилей, а через некоторое время его выкупила фирма Pegaso, которая занималась выпуском не легковых автомобилей, а грузовиков и автобусов. В 1946 году на Женевском автосалоне предприимчивый швейцарец представил переднеприводный автомобиль с V8, который чуть более 10 лет стоял без толку и в итоге в середине 50-тых его разобрали на детали.
Парижский завод, до середины 60-тых занимавшийся выпуском авиационных двигателей, в итоге был выкуплен Bugatti. Марк Биркигт перестал заниматься автомобилями и в начале 50-тых умер, а в свое время его задумки и идеи определяли развитие мирового автопрома.
История данной марки, в принципе, закончилась, но в начале 21 века была предпринята попытка возродить данный бренд и в 2000 году на свет появился концепт Hispano-Suiza HS21, а в 2001 году был выпущен концепт под названием Hispano-Suiza K8, но как вы, наверное, уже поняли дело дальше концептов не пошло.
На сегодняшний день автомобили данной марки раритеты и очень дороги, они являются своего рода эталоном технического совершенства и роскоши, которая в свое время была востребована и популярна.
28-12-2013, 00:21 | Vlado4ka