Неисправные или изношенные
амортизаторы могут вызвать причину неадекватного поведения машины на дороге.
Машина совсем не так может начать вести себя при поворотах руля, появляется
наклонность к заносам, повышается вероятность попадания в ДТП.
Очень важно отметить для себя то, что проблемы с подвеской накапливаются со временем. И в один прекрасный день эта проблема вдруг обостряется и машина становится практически неуправляемая. Остается винить потом только себя, что не проверялась машина на оборудовании для диагностики, как это положено вовремя делать.
Вибростенд
подвески и принцип работы
Основная задача вибростенда заключается в том,
чтобы сформировать подобные колебания, которые появляются при передвижении
машины. Создаются колебания с помощью вибратора гидравлического или
электродинамического, которыми оснащаются вибростенды для проведения
диагностики подвески машины. Колеса машины, которой в момент проверки должен
быть с включенной "нейтралкой", крутятся за счет передвижения валов
вибростенда. Посредством этого, предоставляются не только колебания, но и
осуществляется имитация движения машины. Кроме генерирования вибрации имитируют
некоторые модели устройств еще и боковое качание, именно так можно увидеть
неисправности ступичных шаровых опор и подшипников. На стенде установлены
датчики, во время вибрации они фиксируют особые
показания, происходящие заданный механизмом стенда. Выводятся полученные данные не в виде
конкретных величин, которые сами ничего по себе не могут поведать о состоянии
подвески, а сравниваются с данными этих же характеристик в исправной
машине. Построено все на методе сравнения с полученными данными. На мониторе экрана данные теста появляются о проведении
на вибростенде. В некоторых моделях на экране вибростендов появляется
анимированный рисунок опробований. Во время тестирования проверяется каждое
колесо отдельно и данные выдаются о
расхождении с эталонными значениями в процентах. Предоставляется возможность
проводить тест подвески одновременно. При этом сравниваются показания с правого
и левого колеса. Материалы должны быть
занесены в банк данных вибростенда, иначе просто нечего будет сравнивать.
Абсолютно нет смысла сравнивать две разные модели машины, как бы ни были бы
похожи между собой узлы их подвески.
Когда
делать диагностику подвески на вибростенде?
Если в подвеске появляются стуки, то необходимо
провести профилактику машины перед началом зимнего сезона или весенне-летнего.
Если машине предстоит долгая дорога, то нужно учесть, что при диагностике вибростенды подвески машины чаще всего выявляют и другие нарушения в работе
транспортного средства. Когда машина стоит на стенде, можно услышать
посторонние стуки, которые не относятся к шумам в подвеске. Но никаких данных о
дефектах за пределами системы подвески стенд, не даст. Это сведения всего лишь
для размышления и для дальнейших действий.
Насколько
дают правдивую информацию вибростенды?
Очень много факторов способных повлиять на результаты
на вибростенде тестирования подвески.
Давление в колесах значительно может влиять на показания. То есть перед
тем, как на вибростенд заезжать, оператор в обязательном порядке должен
проверить норму давления шин. Если в машине была замена узлов подвески, то
характеристики даже при отличном состоянии амортизаторов могут оказаться совершенно непригодными с точки зрения диагностики системы. Кроме того, результаты теста с эталонными
показателями не сходящиеся могут быть связаны вовсе не с проблемами
амортизаторов. Проблемы будут возникать из-за износов некоторых других деталей
подвески и узлов. Показания результатов - повод всего
лишь задуматься что с системой подвески что-то не так, а не прямое указание на
замену амортизаторов. Если испытания проводит человек без опыта, то от него зависит совсем немного. Хотя сами вибростенды для диагностики подвески машины
значительно увеличивают процесс проверки, но они не являются последней инстанцией.
Для тестирования подвески надо добавить тестер
подвески (вибростенд). Машина колесами встает на виброплатформу, начинают
колеса в вертикальном направлении вибрировать в диапазоне 0-25 Гц с
возрастающей частотой. При этом измеряется постоянно динамический вес каждого
колеса и меньшее его значение сравнивается со
статическим значением веса в конце теста.
Чем больше отношение, а именно меньший динамический или статический вес,
тем лучше будет машина держаться на дороге.
Тестирование осуществляется последовательно на передней и задней оси. В
ходе проведения тестирования таким методом (метод Eusama) подвеска машины
оценивается как единая. Стоит сказать, как высчитывает устройство состояние
подвески. У
каждого вибростенда имеется компьютер, в котором есть данные о разных
машинах разных производств. Эти данные касаются настроек заводских подвесок машины, поэтому в данном случае должен выдать вибростенд сравнительные
параметры состояния машины заводских настроек. Хотя на практике мы
получаем абсолютно ненужную информацию.
Вибростенд
компании «Monroe»
И это мнение компании «Monroe» – крупнейшего производителя амортизаторов. Компания «Monroe» выставила
производителям вибростендов список проблем и различных претензий. Почему
информация, полученная по результатам тестирования, не перепроверяется и часто
ведет к ошибочному ремонту? Оказалось, что нарушения рычагов, сайлентблоков или просто неправильное давление в шинах существенно способно повлиять на тест
вибростенда! Как оказалось, перед проверкой на вибростенде амортизаторов требуется привести в идеальное начальное состояние в первую очередь всю
подвеску, сайлентблоки, все пружины и рычаги,
и только потом проверить уровень давления в колесах с помощью манометра.
В ином случае, все заключения ни копейки не стоят!
В условиях украинских проверок, мы получаем одну проблему, более важную, которая
окончательно портит к вибростендам хорошее отношение в среде профессионалов. И проблема заключается в правильном выборе машины на компьютере. Давайте будем откровенными до конца, перед
заездом авто оператор на стенд
выставляет марку машины на компьютере, чтобы сравнивать
колебания от нормы, которая является официальной рекомендацией завода
изготовителя. Что делать, если машина,
которая заехала на вибростенд, не занесена в базу?! Дело в том, что стоят
подобные программы дороже, по сравнению со стендом. Или их покупка просто
не пользуется большим спросом среди потребителей в пределах Украины, или
владельцы сервиса не видят надобности в покупке подобного ПО, не разобравшись в
его полезности. Поэтому чаще всего заходящие в сервис машины диагностируются по
принципу «Чего у вас там? Honda Fit? Ну, у нас нет такой марки в программе.
Поставим Hyundai Getz, они похожи вроде …».
Заключение
Конечно, каждый сам решает, что лучше для его
авто на данный момент, в конце концов, это палка двух концов - с одной стороны
доступность в технике и средствах, с другой стороны облегчит работу, покажет
разницу и сэкономит какое-то количество времени.