Смазка необходимых деталей мотора ЗМЗ-451 комбинированная – под определенным давлением и распылением. Коренные подшипники и шатунные коленчатого ряда, втулки коромысел и наконечники верхних штанг, подшипники распределительного вала смазывают при помощи давления, а все иные детали – при помощи разбрызгивания.
Стенки цилиндров дополнительно смазывают
маслом, которое выкидывается через сверление в нижних головках шатунов в случае
совпадения их с каналами масла в шейке коленчатого вала.
К приводным шестерням распределительного вала
масло подводят с помощью трубки, время от времени соединяясь через специальные
канавки на шее первого подшипника с масляной магистралью.
В составе системы моторной смазки: маслоприемник,
масляный насос, установленный внутри масляный картер, система масляного канала,
масляный фильтр узкой чистки, редукционный клапан, масляный радиатор, масляный
картер с размещенным на нем маслоизмерительным стержнем и маслоналивный
патрубок, который закрывается крышкой-фильтром вентиляции картера.
Объем системы смазки - 6,2 литра. Масло заливается через
специальный патрубок фильтра системы вентиляции картера. Среднестатистическое
давление при езде автомобиля со скоростью 45 км/час – в пределах 2-5 кГ/см2.
Эти границы
могут быть превышены при прохладном,
непрогретом движке или, наоборот, понизиться – в жаркую погоду. При слабых
оборотах холостого хода автомобиля давление масла должно показывать не меньше
0, 5 кГ/см2.
В случае
таких колебаний давления масла робота мотора должна прекратиться.
В системе смазки мотора ЗМЗ-451 есть пара клапанов:
- Редукционный (находится в корпусе цилиндров по правой стороне)
- Перепускной (в системе фильтрации грубой чистки).
Эти клапаны отрегулированы на производстве, и
нарушать их заводской контроль не рекомендуется.
Для того чтобы масло остывало в системе
существует масляный радиатор, который
включают при температуре больше 20 градусов, при низких температурах этот
радиатор должен быть в отключенном режиме. Но в независимости от окружающей
температуры, при передвижении в характеристиках (при больших нагрузках и
высокими оборотами коленчатого вала мотора) тоже нужно открывать кран данного
радиатора.
Валик в оболочке привода тоже смазывается
маслом, разбрызгивающимся моторными деталями. Истекая по
стенам блока, масло будет попадать в специальную прорезь-ловушку на самом
нижнем конце корпуса, а из него – на
поверхность валика. Если по некоторым причинам с мотора ЗМЗ-451 сняли привод масляного
насоса и коллектора зажигания, то для того, чтобы обеспечить правильное
положение распределителя на блоке.
Необходимо установить его таким образом:
- Вывинтить свечу из первого цилиндра.
- Прикрыв пальцем отверстие свечки, с помощью пусковой ручки повернуть коленчатый вал до того момента, пока воздух не будет выходить из-под вашего пальца. Это начнется сначала такта сжатия.
- Если вы убедились, что началось сжатие, осторожно поверните коленчатый вал до соединения отверстия на ободке шкива коленчатого вала с указателем, размещенным на крышке распределительных шестерен.
- Потом поверните валик привода таким образом, чтобы прорезь на его торце для распределительного шипа стояла в нужном положении.
- С осторожностью, остерегаясь затрагивания шестерней за стены блока, необходимо воткнуть привод в блок.
В случае повышения давления в системе смазки
выше допустимого значения масло отжимает специальный плунжер редукционного
клапана, и излишки масла будут выбрасываться в картер с помощью сливного
канала. Данный клапан при процедуре применения не регулируется.
Для проведения очистки фильтрующего элемента
служат определенные счищающие пластины, которые набраны на отдельном стержне,
который закреплен неподвижно в системе фильтра.
Через фильтр большой чистки протекает все
масло, которое было нагнетено насосом в системе. Между подводящими и отводящими
каналами в самом фильтре есть шарик перепускного клапана, с помощью которого
перепускается масло в масляную магистраль в случае засорения фильтра.
За фильтром узкой чистки нужен определенный
уход. При ТО-1 необходимо сливать гущу через специальное отверстие, которое
размещено в фильтровом корпусе.
Через ТО-1 параллельно со сменой масла в
картере мотора ЗМЗ-451 нужно подменить фильтрующий элемент. В том случае, если масло
становится темного цвета, нужно изменить
фильтрующий элемент раньше, так как это может свидетельствовать о том,
что он сильно засорен или поврежден.
Менять элемент системы фильтрации советуют в такой последовательности:
- Сначала снимаем левую боковину капота
- Потом отворачиваем пробку отверстия для слива, после чего и сливаем весь отстой, снимем крышку, и вытаскиваем фильтрующий элемент, протираем внутреннюю поверхность корпуса и чистим отверстие для стока масла в трубке, которая размещена по центру;
- Меняем элемент для фильтрации на новый, заворачиваем пробку отверстия для слива и заливаем в корпус новое и свежее масло;
- Устанавливаем крышку на своем место, закрепляем с помощью болта, не сильно затягивая его, так как это может навредить прокладке;
- Добавляем масла в картер мотора до метки «П» стержневого указателя масла;
- Пускаем движок и проверяем, не протекает ли масло через пробку, штуцера и крышку узкого очищения. Немного приостанавливаем движок и снова доливаем масло до пункта «П».
Уход за
фильтром грубой чистки
Один раз в день после работы на горячем
движке поворачиваем ручку фильтра на полтора-два оборота.
Через ТО-1 сливаем всю грязь и отстой их
фильтра, предварительно повернув валик на несколько оборотов.
При ТО-2
снимаем с мотора ЗМЗ-451 специальный фильтр промытого отстойника и фильтрующий
элемент. Чистить этот элемент рекомендуется волосяной щеткой, время от времени
погружая его в подготовленный керосин и прокручивая ручку. Для того чтобы
избежать разных повреждений, не стоит чистить данный элемент проволочными
щетками. После хорошей промывки во избежание появления ржавчины пластин нужно помыть
фильтр в водянистом масле.
Ухаживание за вентиляцией картера сводят к
проверке плотности соединения и очистке крышки коробки толкателей и вытяжной
трубки при ТО-2.
В случае повышенных расходов масла нужно
проверить бесперебойность системы вентиляции картера. При низких температурах
нужно каждый день проверять, и в случае необходимости чистить вытяжную трубку,
а если нет, то может появится в картере повышенное давление и течка масла через
сальники.
Фильтр вентиляции картера нужно вымыть в
керосине или обычном бензине, после чего хорошо просушить, потом окунуть в
масло и подождать, чтобы масло истекло. Такую работу рекомендуется выполнять
вместе со сменой масла в моторе ЗМЗ-451. Необходимо помнить о том, что сухой фильтр будет
пропускать пыль и грязь в сам двигатель ЗМЗ-451.