Приоритетным направлением деятельности "Пежо" на заре автомобилестроения становится массовое производство легких, дешевых, эксплуатационно простых "народных автомобилей". В 1902 году, построив свой новый завод в Лилле, "Пежо" организует там выпуск легких двухместных четырехколесных вуатюреток. Они весили 270 кг. Эти машины получили прозвище "Пежо-Бебе".
Малютка "Бебе"
Вуатюретки имели очень простую конструкцию и снабжались
задним одноцилиндровым пол-литровым моторчиком в 6-7 лошадиных сил. В 1905 году компания
"Пежо" выпустила вуатюретку мощностью 6 л.с., тоже названную
"Бебе". На этом автомобиле впервые были установлены амортизаторы,
изобретенные и запатентованные Арманом Пежо. Это была также легкая машина с
одноцилиндровым двигателем объемом 652 см3, двухступенчатой коробкой и
деревянным кузовом. Весила она 550 кг. Но эти модели послужили лишь прелюдией к той "Пежо
Бебе", которая, явившись результатом сотрудничества двух выдающихся
личностей автостроения, навсегда вошла в историю автомобилей.
Бугатти + Пежо
Легендарный
Этторе Бугатти, чье имя ассоциируется с большими, быстрыми, мощными и роскошными
автомобилями, начинал свою деятельность с создания небольших легких
конструкций. Он не только работал в автомобильных мастерских, выпускающих такие
машины (например, у Эмиля Матиса, где разработал легкий и изящный
"Гермес"), но и сам питал слабость к "малым формам".
Считается, что Бугатти полюбил вуатюретки, побывав в 1908 году на гонках на
Кубок малых автомобилей. Как бы то ни было, его первое самостоятельное и
серьезное творение -"Бугатти-13", поразительно похоже на
участвовавшую в тех соревнованиях "Изотту-Фраскини".
В 1910-1911
годах Бугатти разработал на базе своего "тринадцатого" проект нового
легкого и простого автомобиля для массового изготовления – "Бугатти-16".
Но воплощать его в жизнь не стал, занявшись тем, что прославило его имя: конструированием
и производством больших, мощных и невероятно красивых элитных автомобилей. Об
этом нереализованном проекте стало известно в компании "Пежо",
которая поспешила выкупить его у молодого итальянского конструктора.
"Пежо-Бебе" BP1
В
результате в 1913 году родилась знаменитая микролитражка "Пежо Бебе"
ВР1 или "Малышка Пежо", в которой удачно сочетались прогрессивные
идеи Бугатти и большой опыт Армана Пежо. Внешне она не очень-то похожа на
остальные "Пежо". Плавная стремительность линий, свойственная
гоночным машинам, а не микролитражкам, и подковообразный радиатор выдают ее
происхождение. То, что такая маленькая и дешевая машина имела такой благородный
вид, ставило ее практически вне конкуренции среди одноклассников и искупало в
глазах покупателей многие недостатки. Например, крошечные размеры: хотя кузов
был двухместным, но более или менее комфортно разместиться в нем мог только
один водитель.
Это была
хрупкая и не слишком удобная, очень недолговечная машина со слабым двигателем.
Рулевое управление было весьма примитивным и неточным. Шины на "Пежо-BP1" приходилось менять через
каждые 10000 километров. Однако это был автомобиль, который не только выглядел
как уменьшенная копия мощной машины, но и скрывал в себе остроумные технические
решения Бугатти.
На BP1 стоял очень маленький, но
четырехцилиндровый мотор-моноблок объемом 855 см3 с боковыми клапанами,
мощностью 10 л.с. Миниатюрности и легкости конструкции Бугатти достиг не
в ущерб ее функциональности. Двигатель был оснащен двумя боковыми
распределительными валиками, смазкой под давлением и системой охлаждения с
водяным насосом. К маленькому двигателю пристыковывалась сверхкомпактная
коробка передач с задним ходом совершенно оригинальной конструкции. Она имела
два концентрических вала с шестернями, входившими в зацепление с внутренней
нарезкой коронных шестерен, что давало 2 передачи вперед. Главная передача была
обычной конической шестеренчатой с дифференциалом. Обе жесткие оси
подвешены на рессорах - спереди на полуэллиптических; сзади на
четверть эллиптических. Барабанные тормоза стояли только на задних колесах. Все
колеса велосипедного типа
крепились к ступице одной центральной гайкой, как у гоночных машин. Небольшой
руль с тремя спицами управлял передними колесами.
Простые и
дешевые малолитражки, ориентированные на массового потребителя, составили
основу процветания компании "Пежо". Но никогда больше дешевый
народный автомобиль не был таким изысканным.
"Пежо" в России
Автомобили
"Пежо" нашли признание и в России. Царской семье принадлежало две
модели. Среди десяти автомобилей Николая II был роскошный "Пежо-148"
с кузовом французской фирмы "Бельвалетт", а знаменитая "Пежо-Бебе"
была куплена в 1913 цесаревичу Алексею. Сейчас этот автомобиль,
отреставрированный, хранится в Политехническом музее в Москве. Историческая модель "Бебе", несмотря на название, не имеющая отношения к детскому автоспорту, - одна из самых знаменитых, проданных
фирмой "Пежо".
С началом
XX века гамма машин Пежо с невероятной быстротой расширилась. В нее вошли как
легкие квадрициклы и вуатюретки (малые автомобили), в том числе "Бебе",
так и тяжелые и дорогие машины с роскошными кузовами для аристократии. На
некоторых устанавливались четырех- и шестицилиндровые моторы объемом более 7
литров, развивавшие до 90 сил. Компания "Пежо" построила новые заводы
во Франции и наладила выпуск мотоциклов, стала одним из самых активных и
преуспевающих участников всех крупнейших автогонок и пробегов и начала успешно
экспортировать свои машины. К 1915 склады готовых к продаже автомобилей
"Пежо" действовали в восьми городах Российской империи: Петербурге,
Москве, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Екатеринославе, Варшаве и Одессе.