Именно об этом автомобиле мечтал незабвенный водитель "Антилопы Гну", перебирая свой беспородный драндулет. Когда Остап Бендер спросил его, какую машину он хотел бы иметь, Адам Козлевич ответил: "Испано-Сюизу". Так же рассуждают и многие коллекционеры раритетных авто. Это совсем неудивительно, ведь более известной марки в 20-30 годы этого века было не найти.
Слава шикарных испанских авто гремела на весь мир. По комфорту,
роскоши, престижности модели превосходили подавляющее большинство машин того
времени. Их даже воспели в романсе: "Вас баюкает в мягкой качели голубая
"Испано-Сюиза". Поэтичное для нашего слуха название марки в переводе
более чем практично: "испано-швейцарская".
История создания
В 1904 Марк Биркигт, автоконструктор из Швейцарии, основал "Ля
Испано-Сюиза де Аутомовилес" – небольшую на тот момент фирму. Ставку он
сделал на комфорт, качество и роскошь. Ведь основными потребителями автомобилей
были зажиточные буржуа. Также Биркигту повезло с протеже. Правивший в Испании в
то время король Альфонсо XIII оказался страстным автолюбителем. Ему настолько
понравились "Испано-Сюизы", что он взял покровительство над фирмой. А
кому не захочется иметь машину, как у короля?
Превосходные характеристики
"Испано-Сюиза" считалась лучшим довоенным брендом,
превосходя все самодвижущиеся экипажи. На некоторые модели устанавливались
поистине гигантские шестицилиндровые двигатели объемом 11243 см3! По
современным меркам мощность невелика – 60-75 л.с., но в первой половине века
двадцатого это были впечатляющие показатели.
Фирма первой ввела понятие "модельный ряд". Конкуренты
в основном предлагали рынку одну-две удачных (по их мнению) моделей. А вот "Испано-Сюиз"
было много: от юрких спортивных автомобильчиков на 12-15 л.с. до огромных
мощных лимузинов. Пусть не смущают 15 "лошадок" в споркаре: очень
легкие машины развивали завидные 100 и более км/час.
Королевское благорасположение надо было оправдывать. Все
первые экземпляры новых моделей непременно направлялись в монарший гараж для
высочайшего одобрения. Понравившиеся машины король, естественно, оставлял себе
- абсолютизм есть абсолютизм. Впрочем, королевские пристрастия послужили самой
лучшей рекламой, и авторитет молодой компании поднялся на недосягаемую высоту.
Легендарный "Альфонсо"
Наибольший же успех фирме принесла одна из спортивных
моделей. Легкие двухместные машины модели "В" фирма начала выпускать
еще в 1907 году. Они имели двигатель объемом 3,4 литра и с мощностью 45
л.с. В 1911 году Биркигт на их базе создал самый примечательный спортивный
автомобиль того периода: "тип 45". Сам король участвовал на нем в
1912 году в автопробеге от Сан-Себастьяна до Мадрида и, естественно, победил (король
как-никак). Лучшей рекламы и не придумаешь!
После этого авто назвали в его честь - "Альфонсо".
Он имел 4-цилиндровый движок объемом 3,6 литра, трехступенчатую
коробку передач французской системы "Гочкис" и рессорную подвеску. Мощность
равнялась 65 л.с. Максимальная скорость его равнялась 130 км/ч. Это был
первый в мире серийный спортивный автомобиль. Он имел все атрибуты,
полагавшиеся тогдашнему спорткару: изящные формы, огромные фары, плоские
передние крылья и большие колеса со спицами, закрепленные на оси одной
центральной гайкой. Это стало эталоном автомобильной красоты начала века.
На базе "Альфонсо" строилось множество спортивных
и гоночных машин с двигателями объемом от 2,2 до 4,7 литра, развивавших
мощность до 100 л.с., которая позволяла достигать скорости 150 км/ч. В
различных исполнениях "Альфонсо" выпускался в Испании и Франции до
1920 года, получив четырехступенчатую коробку передач, подвеску на 3/4 - эллиптических
рессорах, тормоза на всех колесах и самые разные кузова. Лицензию на сборку
"Испано-Сюизы" приобрёл Русско-Балтийский завод, так что мечта
Козлевича могла бы осуществиться. Но история иначе распорядилась. В вихре войн
и революций эта идея пропала вместе с самим заводом. А жаль, ведь это были
машины, представлявшие высший мировой уровень.