Впрысковые двигатели ЗМЗ-406 к автомобилям "Волга"пришли на смену 402-м моторам. Первые пять экземпляров этого мотора были собраны еще в 1992 году, а в 1997 году 406-й уже основательно прижился на конвейере. В 2000 году их было выпущено 105 тысяч.
Динамика
406-й мотор
определенно изменил поведение "Волги" в сравнении с ЗМЗ-402 и более
ранними типами двигателей. Хорошая динамика позволяет совершать обгоны без
излишнего риска и мучительных расчетов "успею - не успею",
гидроусилитель руля придает массивному автомобилю необходимую маневренность, а
дисковые вентилируемые тормоза на передних колесах надежно останавливают с
любой скорости.
Старый 402-й
мотор всегда был слабоват для машины среднего класса, каковой считается у нас
"Волга". Обладая почти дизельными тяговыми характеристиками, он лишен
главного эксплуатационного преимущества дизелей - топливной экономичности.
Недаром "баржа" всегда считалась прожорливым тихоходом. Для
современной машины это совершенно неприемлемо. ЗМЗ-4062 при меньшем
объеме (2,3 л. против 2,5 у
402-го) выдает 130 л.с., расходуя существенно меньше топлива. Динамичный мотор
можно легко раскручивать до 5000 оборотов (предел 402-го - 3500), что в
сочетании с пятиступенчатой коробкой передач делает "Волгу"
равноправным участником движения как в городе, так и на трассе.
Особенности эксплуатации
ЗМЗ-406
имеет свои особенности эксплуатации. Во-первых, он критичен к качеству масла.
Гидронатяжители цепи и гидротолкатели клапанов не переносят той
"бурды", которую можно иногда купить на рынке. Это тот случай, когда
экономия наверняка выльется в дорогостоящий ремонт. При этом совсем
необязательно покупать сверхдорогую импортную синтетику - достаточно
качественных минеральных масел отечественного производителя. На самом деле,
затраты на масло существенно не возрастают. Если 402-й славился большим его
расходом, то 406-й в этом отношении гораздо экономичнее.
Во-вторых,
система впрыска требует специфического ухода, например периодической промывки
форсунок. Такая технологическая операция требует специального оборудования и
квалифицированного персонала, так что лучше обращаться в сервисный центр. Это не
карбюратор, ацетоном не отмочишь. Тем не менее, если заглянуть в сервисную
книжку, то легко заметить, что 406-й мотор требует даже меньше видов работ, чем
402-й. Прежде всего, отпадают такие операции как регулировка клапанов и
натяжения цепи - гидротолкатели и гидронатяжители справляются с этим сами.
Электронная
система управления впрыском достаточно надежна. Единственное, что может
привести к полной остановке двигателя в дороге - это отказ либо датчика
положения коленвала, либо бензонасоса. Во всех остальных случаях процессор
управления переключается на аварийную программу, позволяющую добраться до
сервиса. Даже при поломке одной из катушек зажигания можно отключить две
форсунки (чтобы бензин не попадал в "обесточенные" цилиндры) и доехать
потихоньку до места ремонта на двух цилиндрах. Датчик же положения коленвала
лучше всегда возить в запасе, вещь не дорогая и много места не займет.
Что
касается бензонасоса, то на сервисе вам могут по желанию установить резервный,
переключение на него происходит за пару секунд обыкновенным тумблером. Можно
также сразу заменить штатный бензонасос на надежный "БОШевский".
Естественно, любые неполадки в электронной системе управления впрыском требуют
квалифицированной диагностики.
Недостатки
Недостатки
ЗМЗ-406 не являются конструктивными, а лежат в плоскости культуры производства:
порою низкое качество некоторых комплектующих и неаккуратная сборка. Много
нареканий к качеству гидротолкателей клапанов. Даже в гарантийный период их
нужно было менять на каждой второй машине. Если поменять их на импортные, можно
забыть о проблемах навсегда.
Недостаточно
надежны и гидронатяжители цепи (в этом моторе их два), но импортных аналогов у
них нет. Здесь многое зависит от опыта и внимательности водителя - если услышав
характерный стук цепи (при выходе из строя гидронатяжителя) он не остановится,
а продолжит движение, то скорее всего придется менять и цепь, и башмаки, и
успокоители, и даже иногда переднюю крышку двигателя. Рекомендуется заменить
штатные высоковольтные провода на силиконовые - заводские "пробивают"
на массу почти все.
Что
касается качества сборки, то двигатели могут встречаться с нештатными свечами,
иногда даже с "короткой юбкой" (в 406-м применяются
"жигулевские" свечи с длинной резьбовой частью). Известны случаи,
когда в двигателе вместо гидронатяжителя стоял болт и хитрая жестянка вместо
термостата.